Сегодня Chrysler — самая преуспевающая автомобильная компания в Детройте. Ее бренд опять становится популярным, несмотря на сокращение производства. Теперь аналогичные изменения предстоят отделению Mercedes. В январе корпорацию возглавил Дитер Зитше, который сделал себе имя на реорганизации Chrysler. Он также занимает пост генерального директора группы Mercedes. Его основная цель — вернуть компании статус ведущего немецкого производителя машин представительского класса. Два года назад Mercedes уступил этот титул BMW.
Но конкуренция на американском рынке, где Chrysler продает большую часть из 2,8 миллиона своих автомобилей, такова, что даже с достаточно большим модельным рядом компания испытывает сложности. Специалисты отрасли утверждают, что Chrysler придется снизить производительность на 10—13% в первом квартале по сравнению с прошлым годом, потому что склады заполнены до отказа. В последнем квартале прошлого года прибыль компании упала. Сейчас Chrysler ведет переговоры с профсоюзами о дальнейшем снижении медицинских выплат. Шансы на успех в этих переговорах у Chrysler выше, чем у ее ближайших конкурентов GM и Ford. Скорее всего, Chrysler воспользуется теми уступками, на которые пошел Объединенный профсоюз автомобильных рабочих под давлением GM и Ford. Профсоюз уже достаточно напуган мрачными прогнозами автомобильных гигантов и пойдет на уступки еще до подписания договоров с сотрудниками на следующий год.
Завод Mercedes в Зиндельфингене, где работают 42 тысячи человек, выглядит так же, как и другие автомобильные заводы. Ежедневно с конвейера предприятия сходит 2100 автомобилей. Жизнь течет здесь довольно размеренно. Автомобили Mercedes имеют столько различных комплектаций, что две одинаковые машины — редкость. На заводе обширно используются роботы, что позволяет сократить дорогостоящий ручной труд. Этих же красных роботов, произведенных в Германии, можно заметить и на американских предприятиях Chrysler. Покупка крупной партии таких роботов -способ сэкономить на слиянии двух компаний. На рынке дорогих автомобилей есть еще несколько игроков. Это BMW и Volkswagen с новыми моделями Audi. Чтобы быть конкурентоспособным и прибыльным, заводу Mercedes необходимо сократить затраты. План развития, принятый в прошлом году, должен привести к экономии 1,5 миллиарда евро в год. Уже более 5000 рабочих на немецких заводах компании уволились по собственному желанию или вышли на пенсию. В этом году к ним присоединится еще 3500 человек.
Взяв курс на экономию и повысив производительность, Mercedes решил сосредоточиться на оставшейся проблеме — модели Smart. Более десяти лет назад компания Mercedes объединила усилия с создателем часов Swatch, чтобы произвести симпатичную маленькую городскую машину, в которой бы применялись революционные технологии. Алюминиевая рама образует остов, к которому крепятся цветные пластиковые панели. Но модель Smart не оправдала надежд создателей и приносила только убытки. В прошлом году подразделение решили продать, но пока покупателей не нашлось. Модельный ряд Smart был сокращен, когда компания отказалась от производства четырехдверной машины. Дитер Зитше удваивает усилия, затрачиваемые на то, чтобы сделать направление прибыльным. В прошлом году на покрытие расходов этого подразделения компания потратила 1 миллиард евро. И теперь на исправление ситуации с моделью Smart будет потрачено не меньше.
Другой кризис, начавшийся после слияния, вынудил Юргена Шремппа обратить внимание на азиатских производителей. В 1999 году у компании появилась возможность сотрудничества с фирмой Nissan, но руководители решили, что с них хватит слияния с Chrysler. Тем не менее через год DaimlerChrysler инвестировала 2,1 миллиарда евро в обмен на 34% акций Mitsubishi Motors. Но после скандала, причиной которого стал тот факт, что японский производитель скрыл от партнеров наличие проблем с качеством своей продукции, совет директоров отказал Шремппу в просьбе инвестировать дополнительные суммы в реорганизацию Mitsubishi. В ноябре прошлого года DaimlerChrysler продала свою долю в японской компании. К сожалению, это привело к практически полному провалу азиатской стратегии Шремппа. Теперь компании остаётся только надеется на офис в Китае, с его быстро растущим рынком.
Можешь бежать
При слиянии обе компании получили отличный урок: стратегия объединения не укроет фирму от проблем, и неважно, являются ли они следствием транснациональной сделки или недочетов в работе некоторых подразделений. Сейчас мы можем сказать, что до объединения Daimler-Benz понятия не имела о том, каким призрачным было благополучие Chrysler в конце 90-х годов. В начале 2000-х годов, когда на американский рынок вышли азиатские конкуренты с моделями легких грузовиков и внедорожников, на продаже которых Chrysler получала основную прибыль, положение компании значительно ухудшилось, а склады были переполнены
В течение двух лет руководители концерна так увлеклись реорганизацией Chrysler, что упорно не замечали проблем в Германии, где престижная марка Mercedes стремительно сдавала свои позиции. Когда в 2003 году все силы были брошены на спасение Mercedes, конкуренты поспешили захватить территорию, которая раньше принадлежала автомобилям компании.
Но все это ни в коей мере не умаляет важности стратегического решения, принятого Юргеном Шремппом. Если бы не слияние, то Chrysler была бы на грани банкротства, а Mercedes пришлось бы бросить все силы на борьбу с конкурентами, захватывающими рынок дорогих автомобилей. Стратегические объединения бывают необходимы, даже если их так сложно осуществить.