Ваш прилет откладывается
В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ Азии стремительно развивается авиаиндустрия, компании-перевозчики расширяют сферы своей деятельности, открывают свои представительства и офисы по всей восточной Азии. Сингапур и Куала-Лумпур в марте открыли новые терминалы для бюджетных перевозок в своих международных аэропортах. Однако в Бангкоке — сейчас это крупнейший аэропорт в регионе, в прошлом году его емкость составила 39 миллионов пассажиров, — и в Маниле проекты развития крупных аэропортов сильно отстают от графика. Пока «на взлет» там пошли только обвинения в коррупции.
Премьер-министр Таиланда Таксин Чинават пообещал, что аэропорт Суварнабуми, стоивший 150 миллиардов бат (4 миллиарда долларов), откроется в сентябре прошлого года. Затем дата открытия была перенесена на июль. Сейчас он же заверяет, что аэропорт откроется в 3 часа ночи 28 сентября. Для этого будет необходимо провести колоссальную ночную операцию по переводу самолетов и оборудования из уже существующего аэропорта Дон Муанг, который придется закрыть для рейсовых перелетов.
Авиакомпании сомневаются, что новый аэропорт успеют подготовить. Однако правительство объявило о начале некоторых полетов в Суварнабуми 15 сентября — таким образом, на подготовку остается еще меньше времени.
Тестовый запуск из 20 полетов проводился в Суварнабуми 29 июля. Правительство утверждает, что это говорит о готовности аэропорта. Международная ассоциация гражданской авиации между тем заявила, что только часть систем аэропорта была протестирована — и его лучше не открывать до тех пор, пока все системы не будут проверены на сто процентов.
Суварнабуми сможет ежегодно обслуживать 45 миллионов пассажиров. При нынешних темпах роста он будет использовать всю свою емкость уже через несколько лет. Малайзия планирует увеличить емкость аэропорта в Куала-Лумпуре до 45 миллионов пассажиров, а в Сингапуре уже практически завершены работы по расширению аэропорта Чангика, его емкость составит 64 миллиона пассажиров.
Таиланд обещает со временем довести ресурс Суварнабуми до потрясающего количества -100 миллионов пассажиров. Но есть ли смысл в таких гигантских инвестициях? На самом деле будет дешевле просто отремонтировать и вновь открыть Дон Муанг.
Мистера Таксина обвиняют в том, что он поспешно открывает новый аэропорт, чтобы укрепить свой имидж в преддверии всеобщих выборов. Они назначены на 15 октября, но их, как и открытие аэропорта, могут отложить. (Сначала нужно сформировать новый избирательный комитет: большинству людей, составлявших его в прошлый раз, было предъявлено обвинение в фальсификации результатов апрельских выборов, которые впоследствии были аннулированы.) Оппозиция предъявила власти ряд обвинений, среди которых и сомнительные сделки в Суварнабуми: на этой неделе противники премьера-министра потребовали ответить на вопрос, почему крупный инженерный контракт получила компания, занимающаяся массажными салонами.
Подобный фарс разыгрывается и в столице Филиппин, Маниле, где открытие нового авиатерминала было отложено на четыре года из-за проблем с контрактом. Открытие снова отложили в марте, когда в зале прибытий обрушился потолок. На этой неделе суд запретил правительству сдавать офисные, производственные и складские помещения в новом терминале в аренду авиакомпаниям и торговым фирмам до тех пор, пока строительной компании не будут выплачены все деньги за аэропорт.
Новые аэропорты могут стать своего рода статусным символом для развивающихся стран или, если все пойдет не так, предупредительным сигналом для инвесторов, говорящим, что управление страной и ее бизнес находятся не в лучшем состоянии.
Если путешественники найдут другие маршруты, Таиланд и Филиппины рискуют потерять значительную долю «туристодолларов». Конкуренты заработают на полетах не только в Сингапур и Малайзию, но и в новые популярные места, такие, как Вьетнам и Лаос. И эти деньги «пролетят мимо» тайского и индонезийского бюджетов.