Отлаженный механизм
Исторически города возникали на месте слияния рек и океанов (как Новый Орлеан) или вокруг узлов железных дорог (как Чикаго). Доки, или кварталы возле центральной станции, становились самой элитной недвижимостью в городе. Правда, «форму городам всегда придавали самые современные транспортные средства, существующие на день их основания, — замечает Джоэль Гаро, историк американских городов периода развития. — Наша современность — это офис, автомобиль, реактивный самолет и сетевой компьютер. Благодаря аэропорту стало возможным представить себе мировую столицу на месте непроходимого болота — возникновение какого-нибудь Лос-Анджелеса или Далласа в самых невероятных местах, в том числе в Бангкоке».
Город, расцветающий вокруг Суварнабуми, иллюстрирует утверждение Касарды о том, что «три основных правила недвижимости звучат уже не «место, место, место», а «доступность, доступность, доступность». Экономический смысл заключен уже не в пространстве, а во времени и стоимости. Приглядевшись к аэротрополису, вы поймете, что развитие городов превращается в сеть, которая сокращает и то, и другое». В чертежах Суварнабуми внешние кольца аэропорта простираются почти на двадцать миль от взлетно-посадочных полос в сельскую местность. Там вырастут гигантские кварталы жилых домов и бунгало; в них будут жить тайцы, работающие на сборочных конвейерах и грузовых узлах, расположенных во внутренних кольцах, и армии экспатриантов, засланных различными международными компаниями, которые собираются строить вокруг аэропорта предприятия, складские помещения. Уют экспатам будут создавать не менее десяти площадок для гольфа, не говоря уже о торговых центрах, кинотеатрах и школах.
Следующий за жилым массивом уровень, скорее всего, займут кампусы тех же международных компаний — служебные помещения, научно-исследовательские лаборатории и региональные штаб-квартиры, которых убедили перебраться сюда. Здесь же построят гостиницы, демонстрационно-торговые комплексы и деловые центры — абсолютно все для закрепления мастерства рабочих, трудящихся на благо аэропорта. На самых дальних кольцах, которые примыкают непосредственно к ограждениям взлетно-посадочных полос, разместятся зоны свободной торговли, предприятия, склады и логистические узлы, сконструированные для FedEx, DHL и UPS. Это компании, которые занимаются оперативными поставками, для них время и расстояние, преодолеваемое «Боингом-747», имеют цену в прямом смысле слова. Внутренние и внешние кольца соединят новые шестиполосные автомагистрали, по специальным аэрополосам понесутся полуприцепы, а для местных жителей сделают бульвары для прогулок. Высокоскоростная железная дорога стоимостью свыше полумиллиарда долларов объединит Суварнабуми с Бангкоком.
«В ближайшие пять лет этот аэропорт станет залогом роста Таиланда, — убежден Суват Вани-субут, глава комитета по развитию аэропорта Суварнабуми. — Такого масштабного проекта еще не было. В наш регион придут высокие технологии из Малайзии, Сингапура и даже из южного Китая. Сейчас мы конкурируем непосредственно с ними, а также с Кореей и Японией».
Несмотря на пристрастие к громким заявлениям, Касарда — не Ле Корбузье и не Роберт Мозес.
На протяжении четырнадцати лет Мемфис был самым оживленным в мире грузовым аэропортом. Этим аэропорт почти на сто процентов обязан FedEx
Эти создатели архитектурных школ стремились слепить из собственного представления городские пейзажи. Касарда скромно признает, что его видение гигантских магистралей и мультимодальных грузовых узлов способно до смерти напугать сторонников традиционных градостроительных моделей. Однако дело не в урбанизме: его не заботит то, как мы сейчас живем, важна очевидная реальность того, как мы сейчас работаем.
Готовы ли к этой реальности Соединенные Штаты? На сегодняшний день ближе других к аэро-трополису американский аэропорт Memphis International, где вот уже четверть века размещается FedEx. На протяжение четырнадцати лет Мемфис был самым оживленным в мире грузовым аэропортом, о чем пассажиры узнают, еще не успев получить багаж. Этим аэропорт почти на сто процентов обязан FedEx, чьи еженощные «сортировки» до сих пор представляют собой одно из логистических чудес света: 200 самолетов стаями спускаются с небес, привозя свыше миллиона коробок и писем, которым предстоит пройти по лабиринту ленточных транспортеров и желобов первичной обработки, чтобы затем поступить на перезагрузку и отправку.
С момента первой сортировки в 1973 году FedEx стала крупнейшим частным предпринимателем в муниципальном районе с населением примерно в миллион человек. Два года назад Университет Мемфиса провел исследование и пришел к выводу, что аэропорт (и, в сущности, FedEx) несет прямую и косвенную ответственность за более чем 20 миллиардов долларов ежегодной выручки и 166 тысяч рабочих мест — одно место на каждого четвертого жителя. Из них в штате FedEx состоят всего порядка 30 тысяч; остальные заняты в складских помещениях, автотранспортных компаниях, предприятиях и офисах, находящихся в ее зоне.