
Одно из основных направлений новой политики генерального офиса Motorola — долгосрочное и более скоординированное развитие продукта. Портфолио Moto напоминает генеалогическое древо: от RAZR ветви идут к SLVR и Q, а также к будущим «детям RAZR», как их называет Вике. «Мы думаем не об одном конкретном проекте, а о многих проектах сразу», — объясняет он. Вике и Рон Гарик, руководитель департамента сотовой связи и второй гуру дизайна, хотят добиться того, чтобы модели телефонов были связаны друг с другом, используя успешные технологию и дизайн. Конечно, общие профили и детали позволяют снизить расходы на производство («в этой сфере самая дешевая схема производства всегда оказывается выигрышной», как считает Гарик), однако это также обуславливает и сходство моделей. Именно такая методология построения модельной линейки отличает дизайн-ориентированную компанию. Сегодня можно смело утверждать, что Motorola следовало бы начать внедрение данного подхода еще несколько лет назад. «Никто не взял платформу StarTac и не превратил ее в обычный телефон (candy bar) или QWERTY-клавиатуру для передачи электронной почты, — говорит Гарик. — Если бы мы сделали это, то сейчас многих не было бы на рынке». Однако компания может прожить несколько производственных циклов, прежде чем появится новая идея. И поскольку на рынке быстро растет конкуренция, Motorola решила вплотную заняться наброском Юн Хо. Работая в MotoCity, новом дизайнерском центре в деловой части Чикаго (центр создали Вике и его партнер Карузо, чтобы привлечь талантливых дизайнеров из пригорода), команда уже готова превратить концепт Юн Хо в реальность. «Проблемных вопросов было действительно очень много, — рассказывает инженер-механик Джейсон Войак. — Вы сталкиваетесь с проблемой, которая кажется неразрешимой, и она действительно некоторое время остается нерешенной. Мне кажется, сложности возникали на всех этапах разработки этого телефона».
Самой первой трудностью стал принцип закрывания и открывания телефона. Линия между крышкой и дном практически невидима, поэтому его сложно открыть. Однако Вике и его команда предпочли сохранить впечатление «бесшовности», они хотели, чтобы PEBL стал первой простой в использовании «раскладушкой». Поэтому инженер-механик Брайан Хассемер попытался решить эту проблему, сочетая элементы раскладушки и телефона другого типа — слайдера. Он сделал так, что крышка PEBL скользит по двум внутренним «рельсам»; рессоры в петлях позволяют телефону «распахнуться». До этого момента все шло хорошо. Но как сделать так, чтобы рессоры позволяли захлопнуть телефон? Хассемер отверг очевидное решение — стопор, поскольку это нарушило бы гладкость шва. При этом закрывание телефона происходило бы в два приема, что противоречило простоте дизайна. Инженер случайно нашел ответ у себя на складе: магниты. Однако даже эта догадка требовала доработки. К паре притягивающих магнитов, которые держат прибор в закрытом состоянии, он добавил еще один, противоположного действия; когда крышечка скользит вниз, магниты нейтрализуют друг друга — телефон раскрывается. Остальное делают рессоры. Этот механизм, как говорит Пирс, «ориентирован на людей. Это одна из тех вещей, которые производят сильное впечатление, поскольку вы их не ожидаете». Еще одна задача — подгон в закругленный корпус квадратных и прямоугольных компонентов (экранов, элемента питания, клавиатуры). Округлые линии смотрятся очень хорошо, однако технически создают много сложностей, поскольку невозможно поместить деталь в угол корпуса, остается свободное место, а это проклятье инженеров. В отличие от RAZR где конечная цель была четко обозначена (толщина 0,54 дюйма), округлость относительна, и это еще одна инженерная проблема. Поскольку телефону следовало иметь определенные опции (цветной экран, камеру, микрофон, Bluetooth), пришлось пойти на некоторые уступки. У PEBL был предусмотрен достаточно большой экран, чтобы показывать фото- и видеоизображения, а это значит — передавать больше красок Поэтому требовался мощный элемент питания. Однако если батарейка будет слишком большой, то телефон придется делать больше по размеру или менее округлым.
Сложно? Конечно, но успех окрыляет — «Больше всего проблем бывает с самыми интересными проектами», — уверен Жиль Мак-Вильям, главный промышленный дизайнер PEBL. После всех подстроек он обсуждает с коллегами десяток прототипов модели. «Иногда становилось ясно, что у нас получается не PEBL, а круглая коробочка, — говорит он. — Часто изменения составляли всего 1—2 миллиметра». В конце концов не осталось места для мегапиксельной камеры, поэтому поставили камеру с более низким разрешением. Главным приоритетом стал в данном случае не дизайн, а функциональность — команда Викса решила, что уникальный внешний вид телефона важнее наличия фотокамеры последней модели.
Решения отчасти принимались на основе маркетингового исследования, включавшего полуторачасовые индивидуальные интервью с потенциальными покупателями. «Мы копаем глубоко, — говорит Вике. — Но смысл заключается не в вопросах типа «Какая конфигурация вам нравится больше — та или эта?». Мы выясняем, что, по сути, значит для людей та или иная конфигурация телефона».
Однако исследование дает дизайнерам лишь часть информации. В основном, говорит Вике, дизайнерам нужно просто верить. Данные исследований помогают определить те или иные параметры, но слишком большой акцент на мнение потребителей во время разработки отрицательно влияет на эффективность работы. «Вы должны верить в то, что вы знаете, в то, что вы делаете, и в то, что идет на пользу вашему бренду, -говорит Вике. — Если вспомнить первый Walkman, то никто из потребителей не говорил нам в офисе «Sony»: «Я хочу Walkman*. Откуда им было знать?»