Если RA2R можно сравнить с Ferrari, то PEBL — это, скорее «Фольксваген»-жук: любимая игрушка с обтекаемыми линиями, при помощи которой можно звонить, а можно играть и записывать видеоролики. Это телефон в корпусах разных цветов, с гладкой поверхностью и небольшим внешним дисплеем. Для компании, производящей яркие тонкие телефоны, выпуск более строгого PEBL — неожиданная смена курса. «Наша основная ставка делается на PEBL, — говорит Вике. — Мы считаем, что RAZR подходит не каждому покупателю».
Вике называет PEBL «благоговением перед изяществом». Модель открывается не так, как другие телефоны: вы сдвигаете заднюю панель большим пальцем, и крышечка открывается, как говорят разработчики, «характерным жестом PEBL»; вице-президент Motorola демонстрирует это, быстро открывая и закрывая телефон: движение завораживает почти так же, как зажигалка Zippo или перочинный нож.
Как и в случае с RAZR, модель PEBL имеет мало общего со старой Motorola, где десятилетиями и с большим успехом правили бал инженеры: первая портативная двусторонняя радиосвязь, первый пейджер, первая ТВ-трубка с прямоугольной разверткой… Список их передовых разработок можно продолжать.
Дизайн же обычно оказывался на последнем месте. Руководство Motorola с гордостью заявляло: «Мы создали настолько функционально сложные телефоны, что владельцы не знают, как ими пользоваться!» Вряд ли это тот критерий, которым хотели бы руководствоваться дизайнеры.
«Именно наша команда рисовала для Motorola», — гордится Поль Пирс, креативный директор североамериканского офиса, которая вошла в состав компании пять лет назад. Но даже когда дизайнеры принимали участие в разработках, они не имели никаких преимуществ. «Ситуация была классической: один дизайнер и сорок инженеров», -уточняет Джим Карузо, начальник оперативного управления по дизайну. Большинство компаний уже признали стратегическую ценность дизайна, но Motorola несколько лет назад даже не приглашала дизайнеров на ключевые стратегические совещания. Руководство компании просто давало установку, какие продукты необходимо создать.
Викса взяли в компанию пять лет назад, чтобы он изменил этот устоявшийся стереотип. Шатен в джинсах, с взъерошенными волосами, в очках с толстой оправой, остроумный и живой — поначалу он кажется эксцентричным битником, а не вице-президентом международного офиса компании. Но когда Вике начинает работать, он так же умен и проницателен, как и лучшие «люди в костюмах»
.
Начав свою карьеру в Японии (Вике поехал за границу, получив степень по промышленному дизайну), он стал одним из первых иностранных дизайнеров в Sony. На протяжении 14 лет Вике работал над электроникой Sony, и в частности над первым сотовым телефоном этой компании. Получив в 2003 году пост в Motorola, он начал создавать в компании культуру дизайна мирового класса, аналогичную Sony: целенаправленную, стратегически ориентированную и в высшей степени нацеленную на совместную работу.
Благодаря общим усилиям дизайн начал развиваться. Одним из первых его «апостолов» стал ныне покойный Джеффри Фрост, бывшая звезда Nike, который занимал пост директора офиса по маркетингу Motorola под руководством Зандера. Именно Фрост создал четырехбуквенные имена телефонов и высокопрофессиональные рекламные кампании, благодаря которым телефоны Мою запомнились аудитории. Примерно в тот же период Вике и его команда разработали ключевые принципы, определяющие уникальность телефонов Motorola: неожиданность, честность, яркость и простота. К неписаным законам относится и «правило трех метров»: среди изобилия конкурирующих моделей телефоны Motorola должны быть различимы по форме, отделке и подсветке с расстояния в 10 футов.