
PEBL, передовая модель телефона от Motorola, для солидной компании стала воплощением дизайнерского триумфа. Однако достаточно ли она притягательна, чтобы стать новым символом сотовой связи, или люди просто… проигнорируют PEBL?
ЭТО БЫЛО, давно — задолго до того, как фотографии Пэрис Хилтон, болтающей по своему новому телефону PEBL, появились в прессе; до того, как телефоны PEBL обнаружились в фильмах номинантов на премию Оскар; и перед тем, как началось производство сотен тысяч телефонов… Задолго до всего этого Юн Хо Чой, дизайнер из Сеула, скучал у себя в офисе и пребывал в поисках источника вдохновения.
История началась в 2003 году, когда Motorola поручила своим дизайнерам создать сотовый телефон нового поколения, нечто принципиально иное. В поисках оригинальных идей Юн Хо посетил сеульский квартал высокой моды, гламура и новейших технологий. И понял, что при создании нового телефона не нужно пытаться перещеголять конкурентов. Совсем наоборот: он нарисовал на салфетке маленький овал, нечто совсем непохожее на телефон. Это была простая и органичная, «буддистская» форма — соблазнительно гладкий речной камушек, который можно перекатывать между пальцами.
Джим Вике, вице-президент компании Motorola и директор по «контролю качества» дизайна, вместе с другими менеджерами просмотрели все остальные варианты и согласились с Юн Хо. Именно так набросок на салфетке материализовался в сотовый телефон. Сделанный руководством выбор позволяет многое сказать о культурной и стратегической эволюции Motorola, компании, существующей уже 78 лет. Ее генеральный офис находится в Шаумбурге, штат Иллинойс; Motorola одна из старейших технологических компаний США. Сегодня Motorola пытается стать еще и лидером в сфере дизайнерских инноваций, где у нее достаточно смелые планы. «Мы хотим каждый год создавать новую «икону дизайна», -заявляет Вике.
Если у вас еще остались сомнения относительно значимости дизайна для компании, даже такой крупной и солидной, как Motorola, то их окончательно развеет история успеха модели RAZR. В конце 2004 года RAZR появилась на рынке, и ее сразу заметили среди сотен конкурентов: полудюймовая «раскладушка» (flip) с плоским квадратным металлическим корпусом, клавиатурой с гравировкой и внутренней антенной. Продажи RAZR составили более 24 миллионов экземпляров. Для «раскладушек» она стала тем же, чем iPod для МРЗ-плейеров, считает Дэвид Штейнберг, исполнительный директор сотовой компании InPhonic. Модель RAZR помогла увеличить доходы (31 миллиард долларов в 2004 году, и больше половины этой суммы принесли продажи сотовых телефонов) и прибыль компании, утвердив позицию Motorola как компании № 1 в Северной Америке и № 2 в мире. «У Motorola всегда была репутация стабильной, консервативной компании, — говорит Кент Джармен, старший редактор Cnet. — И вдруг, совершенно неожиданно, она стала восприниматься как крутая».
В прошлом году, взяв в качестве примера Apple и семейство iPod, Motorola активно продвигала производные RAZR — в черном и ярко-розовом корпусе, а также SLVR (обычный телефон типа candybar) и Q, конкурент BlackBerry. И хотя обе модели хороши, это вариации на одну и ту же тему, так что нет никаких гарантий того, что они заинтересуют публику: например, модель ROKR с функцией iTunes в 2005 году почти не продавалась — первая неудача RAZR с момента появления оригинала. Даже самый передовой дизайн может оказаться обузой, когда становится слишком распространенным. «Motorola должна делать нечто большее, чем просто тонкие телефоны», — считает Джармен. «Битва сотовых телефонов» обострилась в прошлом году, когда появились первые модели, имитирующие RAZR.
Напомним, что компания Motorola, выпустившая первый в мире сотовый телефон в 1983 году, уже лидировала на этом рынке — в 1996 году с моделью StarTac, когда было продано примерно 75 миллионов телефонов. Однако к 1998 году компанией № 1 стала Nokia. При этом глобальные проблемы затронули и Motorola, которая потеряла 6,4 миллиарда долларов в 2001 и 2002 годах, закрыла часть своих заводов и сократила количество рабочих на 50 тысяч человек. В сегменте сотовых телефонов имелись свои трудности, вызванные опозданием с переходом к цифровым моделям и телефонам с фотокамерами. Аналитики гадали, не придется ли компании вообще продать всю линию по производству сотовых телефонов
.
Однако Motorola избежала этой участи в конце 2003 года, когда на пост исполнительного директора заступил Эд Зандер, звезда Силиконовой долины. Он сменил Криса Гальвина, внука основателя компании Поля Гальвина. Под руководством Зандера компания начала вновь отвоевывать былые позиции. Дизайн продукции из второстепенного аспекта превратился в основополагающую миссию. Motorola даже пошла на то, чтобы в маркетинговых целях изменить прежнее имя, собранное из фрагментов «motor саг» and «Victrola» (воспоминание о корнях — раньше компания занималась магнитолами), на стильный вариант «Мою». Год спустя на рынке появился RAZR -и все вздохнули с облегчением.
Однако сейчас компания вновь оказалась на очередном перепутье: ненасытный рынок требует инновационного, безупречного и уникального дизайна снова и снова. Другими словами, пришла пора для новой «иконы» Викса. Поскольку PEBL, безусловно, является инновационным телефоном, с эстетическими нюансами и другими достоинствами, то возникает вопрос: а будет ли этого достаточно? Вызовет ли он интерес у покупателей, как вызвал в свое время RA2R? Motorola стала делать акцент на дизайне — скажется ли это на качестве разработки и исполнения? И сможет ли новый телефон за 300 долларов «всколыхнуть» рынок или он просто тихо потонет и умрёт в каком то складе, среди себе подобных?