Опубликовано Оставить комментарий

Дамский уголок

 

Дамский марш

 СТИВ Рейнемунд был, возможно, наиме­нее публичным человеком среди гене­ральных директоров крупнейших миро­вых компаний. Он стал главой компании PepsiCo в 2001 году, когда мода на руководителей-«звезд» уже пошла на спад. Рейнемунд стал практически иде­альным директором для компании, производящей напитки и закуски, но общественной жизни он тщательно избегал. По слухам, генеральный согла­шался участвовать в конференциях только в том случае, если ему не нужно было выступать. Может быть это его заклятая привычка со времён когда он начинал в небольшой трейдинговой компании, в арендованном офисе.

О назначении Индры Нуйи генеральным директором PepsiCo стало известно в конце авгу­ста. Трудно было подыскать преемника, который бы сильнее контрастировал с Рейнеманом. И дело не только в том, что новый генеральный директор -женщина. Рожденная в Индии Индра Нуйи когда-то была солисткой школьной девичьей рок-группы. За свою карьеру она провела не одну конференцию. В прошлом году г-же Нуйи пришлось даже принес­ти публичные извинения за высказывание, в кото­ром она критиковала Америку за пренебрежение к остальному миру. Это показалось новым соотечест­венникам ужасно непатриотичным.

Смена руководства компании оказалась не­ожиданной — или по меньшей мере произошла раньше, чем предполагалось. Рейнемунд объяснил свою досрочную отставку желанием проводить больше времени с семьей. К такому объяснению нередко прибегают, чтобы скрыть неловкость и смущение от вынужденного ухода. Были слухи, что отставка генерального стала результатом разногла­сий с некоторыми членами совета директоров или, что звучит еще лучше, результатом угроз и намеков со стороны Индры Нуйи. Она намеревалась при­нять одно из многочисленных предложений о ра­боте, которые ей поступают, а совет директоров не хотел терять такого ценного сотрудника.

Люди, знающие Рейнемунда, отвергают та­кие слухи. Если он и уходит со своего поста раньше намеченного срока (полномочия гене­рального директора будут переданы в октябре, а полномочия председателя совета директоров в мае), то лишь на несколько месяцев. Рейнемунд прекрасно справился со своей работой. Операци­онная прибыль компании в прошлом году соста­вила 5,9 миллиарда долларов. Это в полтора раза больше, чем в 2001 году, когда он занял свой пост. Продажи составили 32,6 миллиарда долла­ров, что на 38% выше показателей 2001 года. И, что психологически гораздо важнее, впервые рыночная стоимость PepsiCo превысила рыноч­ную стоимость своего вечного «заклятого» конку­рента Coca-Cola.

Маргарет Виерсема, эксперт по управленче­ской преемственности университета Раиса, увере­на, что это назначение может стать прекрасным примером того, как правильно осуществлять смену.

Обычно новый генеральный директор с первых же шагов принимается решительно бороться с наследием своего предшест­веника  руководства компанией. Индру Нуйи (как и ее бли­жайшего конкурента Майкла Уайта, который воз­главляет международные операции компании) на­чали готовить к руководящей позиции сразу же после того, как она в 1994 году пришла в PepsiCo из инженерной компании ABB. Индра прекрасно знает рынки сбыта продукции, она была среди тех, кто принимал стратегические решения и сделала компанию Pepsi такой, какая она есть сейчас. Под ее руководством прошло слияние с производите­лем соков компанией Tropicana и фирмой Quaker, которая владела брендом Gatorade. Эта сделка ста­ла самой успешной в истории компании и позво­лила PepsiCo снизить свою зависимость от основ­ного продукта — колы. Не без ее участия Pepsi про­дала принадлежавшие ей сети ресторанов, избавилась от аренды складов,что поз­волило компании сосредоточиться на производст­ве напитков.

В наши дни такая преемственность поколе­ний в коммерческой компании — редкость, уверяет Виерсема. Под давлением со стороны инвесто­ров советы директоров неожиданно увольняют руководителей, на их место назначают либо кого-то со стороны, либо продвигают сотрудников внутри компании. Обычно новый генеральный ди­ректор с первых же шагов принимается решитель­но бороться с наследием своего предшественника. Так, в начале августа генеральным директором фармацевтической компании Pfizer стал советник Джеффри Киндлер. Это нарушило традицию, сог­ласно которой компанию возглавляли либо уче­ные, либо сотрудники отдела продаж.

Женщины на руководящих постах — редкость, поэтому немедленно «становятся примером для подражания, хотят они этого, или нет»

Еще более неожиданно то, что новый гене­ральный директор PepsiCo — женщина. В рейтинге крупнейших мировых компаний Fortune 500 Индра Нуйи — 11-я женщина-руководитель. Пока что это рекорд. Но еще в 1994 году в списке не было вообще ни одной женщины. Но все-таки 11 — это ничтожно малая цифра. «Ситуация развивается в верном направлении, но развивается очень мед­ленно», — утверждает Дебора Сун из организации Catalyst, которая содействует женщинам в достиже­нии карьерных высот. То же самое можно сказать и о менеджерах. По сведениям Catalyst, в руковод­стве компаний из рейтинга Fortune 500 лишь 16% рабочих мест принадлежит женщинам. И это при том, что женщины занимают примерно половину всех рабочих мест в США.

Новая Карли

Индра Нуйи станет самой заметной женщи­ной-руководителем в мире. В глазах общества она может занять место Карли Фиорины, которая возгла­вляла компанию Hewlett-Packard, но в 2005 году была отправлена в отставку. Оборот компании Archer Daniels Midland, которой управляет Патрисия Верц, и оборот компании Kraft, которой управляет Ирэн Розенфельд, превышает оборот компании PepsiCo. Зато среди компаний, которыми управляют женщины, у PepsiCo самая высокая рыночная стоимость.

Женщины на руководящих постах — ред­кость, поэтому они немедленно «становятся приме­ром для подражания, хотят они этого или нет», го­ворит Дебора Сун. Индра Нуйи станет также приме­ром для всех цветных женщин. Компания PepsiCo славится своими руководителями, как мужчинами, так и женщинами, которых нередко переманивают конкуренты. Бренда Варне, генеральный директор компании Sara Lee, и Ирэн Розенфельд, руководи­тель Kraft, сформировались как руководители имен­но в PepsiCo. Там хорошая работа не остается неза­меченной, а в обязанности руководителя входит со­брать вокруг себя талантливую команду.

Назначать женщин на руководящие посты любят компании, работающие в потребительской сфере. Основными покупателями их продукции яв­ляются женщины, этим объясняется и выбор руко­водителя. Еще в 1980-х годах в потребительских компаниях появились первые женщины-бренд-ме­неджеры. В компаниях Sears, Federated Department Stores и Kimberly-Clark, так же как и в PepsiCo, бо­лее четверти руководящих постов принадлежит женщинам. Исследование, проведенное Catalyst, показало, что в компаниях, где женщинам отведе­на значимая роль в управлении, финансовые пока­затели лучше, чем у их коллег по отрасли. Пока эти цифры никто не оспорил.

Индра Нуйи принимает компанию в хоро­шем состоянии, хотя есть и небольшие проблемы. В ее родной Индии активисты выявили слишком вы­сокое содержание пестицидов в напитке пепси-кола (и в кока-коле тоже). В будущем компании понадо­бятся новые источники роста. Это стало особенно очевидно после приобретения компании Quaker, благодаря которому PepsiCo вышла на перспектив­ный рынок продуктов здорового питания. Компании придется развиваться за счет новых приобретений, искать партнеров для оптимизации цепочки поста­вок и развития линейки продуктов. Совет директо­ров счел Индру Нуйи самым подходящим кандида­том для решения этой задачи. И то, что ей удалось получить такую должность, — хороший признак. 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *