Опубликовано Оставить комментарий

Бухгалтерский учёт и расчёты по арендной плате в республике Казахстан

 В Современных условиях значительно возрастает роль бухгалтерии как важнейшего инструмента получения достоверной информации об имуществе предприятия и его обязательствах и своевременного доведения этих сведений до пользователей. Последствия экономического кризиса, затронувшие практически всех субъектов предпринимательской деятельности, привели к тому, что в настоящее время заключение договоров аренды коммерческой недвижимости, чаще всего небольшими предприятиями, не имеющими необходимого объёма собственных денежных ресурсов, приобрело широкое распространение. Аренда складов, производственных помещений, оборудования во многих случаях с экономической точки зрения более выгодна, чем покупка в собственность.

Бухгалтерский учёт  по арендной плате отражает обе стороны договора: арендатор и владелец. Основным документом, служащим основанием для отражения в бухгалтерском учете указанных операций является акт приемки имущества в аренду. Арендатор учитывает, взятое в арен­ду имущество на забалансовом счете и в инвентарной карточке.

Арендатор начисляет сумму причитающейся к уплате арендной платы в сроки, установленные договором (ежемесячно, ежекварталь­но). При этом сумму арендной платы он списывает на затраты про­изводства (издержки обращения).

Договор аренды офиса, склада, оборудования – один из самых часто встречаемых договоров, в хозяйственной деятельности предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Обновление основных средств и расширение производствен­ных площадей при недостаточности собственных источников фи­нансирования затрат на капитальные вложения вызывают необ­ходимость у организаций приобретать оборудование и прочее имущество на основе договора лизинга.

Однако, несмотря на достаточно обширную практику применения договоров аренды,  проблемы, связанные с их заключением, исполнением, а также учетом и налогообложением хозяйственных операций, возникающих в рамках арендных правоотношений, остаются актуальными и сейчас.

В связи с расширением прав предприятий в области постановки и ведения бухгалтерского учета перед бухгалтерскими службами возникает проблема оптимальной организации учета различных объектов: основных средств, процессов производства и реализации, расчетов, капитальных и финансовых вложений и др.

Данная статья обозначает круг вопросов, связанных с организацией ведения учета арендованных основных средств. В результате можно сделать следующие выводы:

  • независимо от организационно-правовой формы собственности предприятия, учет основных средств организуется в бухгалтерии в разрезе инвентарных объектов, каждому из которых присваивается инвентарный номер;
  • в зависимости от типа аренды основных средств арендаторы и арендодатели несут различные права и обязанности;
  • основным счетом, по которому отражается аренда основных средств, является счет 001 «Арендованные основные средства».
  • порядок учета аренды определен Стандартом бухгалтерского учета №   17 «Учет аренды» (СБУ 17), в соответствии с которым в зависимости от срока аренды различа­ют текущую и финансируемую аренду.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *