Печать

Светлана Чижова, ландшафтное искусство, генеральный директор

 ВСЕ В САД!

В последнее время стало уже практически непри­лично иметь хороший за­городный дом без хоро­шего сада. Ландшафтный бизнес в нашей стране стремительно набирает обороты, хотя все еще находится в зачаточном состоянии, если сравнивать его с Европой, США или Японией. Благоустроенные и озелененные участки становятся объектами инвестиций. Наличие облагоро­женной территории вокруг загородного дома или офисного здания повышает цену не­движимости в среднем на 30%. При покупке загородного дома для себя человеческий фактор, он же «нравится - не нравится», становится ключевым. В этом плане хороший сад существенно повышает вероятность успешной продажи дома. А это уже серь­езные причины для того, чтобы относиться к ландшафтному ди­зайну не только как к хобби для скучающих домохозяек. Важно, что цена сада с годами только увеличивается: вырастают дере­вья и кустарники, на голых камнях поселяются мхи и лишайники, а весь ландшафт приобретает благородную зрелость. И все же есть еще случаи, когда владелец дорогого особняка или престижного офисного здания из желания сэкономить нанимает на ландшафтные работы бригаду из ближнего зарубежья. Эти горе-ландшафтники часто плохо по­нимают по-русски и, совершенно не имея специального образо­вания, работают по принципу «хозяин, чего изволите». И по­скольку хозяин тоже не силен в других областях, результат полу­чается плачевный. Неоднократно нас вызывали на оценку таких работ и, как это ни грустно, приходилось скупому платить дваж­ды. А как оценить разочарование заказчика, его плохое настрое­ние и потерянное время?

Впрочем, можно ничего не создавать, если существует возмож­ность приобретения кусочка «готового леса». В настоящее время у покупателей весьма популярны земельные наделы в лесных массивах, и стоят они гораздо дороже участков на открытых про­странствах. Идея построить дом в лесу, наслаждаться величием деревьев, слушать птиц, кормить белок и вдыхать фитонциды очень заманчива. Не столь заманчивы перспективы строительства в таком месте. Лес - особая экологическая система, равновесие в ней очень хрупкое. Построить дом в лесу, не повредив биосисте­ме, нельзя, можно лишь стремиться к минимизации вредного воз­действия. Зная, как варварски работают наши строители, ничего хорошего ждать не приходится. Начиная благоустройство лесного участка, мы получаем больные деревья и загубленную почву.

 И это уже не говоря о том, что лес изначально мог быть заражен­ным. Такие участки очень часто пускают на продажу. Поэтому, выбирая лесной участок, есть резон проконсультироваться со специалистами: почвоведами, арбористами и фитопатологами. Владельцы открытых участков тоже мечтают поскорее увидеть большие деревья и не ждать долгие годы, пока подрастут моло­дые саженцы. Для таких нетерпеливых на рынке есть предложе­ния по посадке больших деревьев, крупномеров. Они бывают отечественными и импортными. Первые дешевле, их пересажи­вают зимой, когда дерево находится в состоянии покоя. Данные растения, как правило, выкапываются в лесу, поэтому никто не заботится о них, как о посадочном материале. Большое разнообразие видов, декоративных форм и сортов предлагает Западная Европа. Лидером в этом секторе, как ни странно, является не Великобритания, а Германия. В специализи­рованных питомниках растения регулярно обрезаются и форми­руются, специальным образом готовится корневая система. Ре­зультатом являются стройные и здоровые ранжированные расте­ния, готовые переехать на ваш участок на постоянное место жи­тельства. Качественный продукт всегда пользуется спросом, осо­бенно если это еще и что-то необычное. Например, сосна, сфор­мированная в виде садового бонсай, стриженые арки из дуба, рябины или лиственницы.

При этом законодательницей ландшафтной моды остается Анг­лия. А главным смотром достижений считается выставка Chelsea Flower Show, которая ежегодно проводится в Лондоне с 1913 го­да. В последние годы все более популярным становится нату­ральный «природный» стиль. Модно создавать сады диких трав, уголки «нетронутой природы». В почете натуральный камень и садовые водоемы. Впрочем, не проходит мода на японские и ки­тайские мотивы. Уголок Востока в саду создается для созерца­ния, успокоения и настройки на философский лад. В то же вре­мя возвращается мода на стриженые формы, которые очень хо­рошо подходят для оформления парадной зоны перед домом, офисным строением. Из-за того, что лето у нас короткое и почти полгода длится зима, наши люди питают особую любовь к вечнозеленым растениям. Хочется, чтобы среди белых снегов нас радовали елочки, сосны, пихты, туи и можжевельники. В последнее время почти обяза­тельным становится присутствие на участке рождественского де­рева (его роль не обязательно выполняет ель), которое украша­ется к Новому году. Это доставит большое удовольствие и детям, и взрослым.