ПРОМЫШЛЕННЫЙ пейзаж города Штутгарта, что на юго-западе Германии, венчает огромная металлическая эмблема Mercedes, которая расположена на крыше светлого и просторного офисного здания в тихом пригороде. Более десяти лет в этом здании находился основной офис компании Daimler-Benz (позже она была переименована в DaimlerChrysler) — флагмана немецкой промышленности. Этот офис, ставший символом растущей империи, открыл Эдзард Рейтер, видный политик и общественный деятель, который руководил Daimler-Benz в течение восьми лет с середины 80-х годов.
Рейтер мечтал превратить компанию, производящую лучшие в мире машины, в «интегрированный технологический концерн». Он скупал заводы по производству поездов и самолетов, плит и холодильников, занимался финансами и компьютерами. В те времена главному офису подчинялись такие известные немецкие компании, как Dornier, MTU и AEG, а также Fokker в Голландии и Сар Gemini во Франции.
Этот захватывающий спектакль закончился полным провалом. Акции компании упали до небывало низкого уровня, несмотря на общий подъем немецкой экономики. Юрген Шремпп, пришедший на смену Рейтеру, начал понемногу разбирать империю на части, продавая и поезда, и самолеты, и программы. Об интеграции говорили меньше, а о том, как улучшить состояние автогиганта, который был основой компании, — больше.
Вскоре Шремпп начал создавать собственную империю. Бывший автомеханик, который сделал карьеру в южноафриканском отделении Mercedes, решил превратить европейскую компанию местного значения в международный концерн с обширным присутствием в Америке. Для этого в 1998 году была куплена компания Chrysler. Этот шаг позволял превратить фирму Mercedes в мировую корпорацию с широкой линейкой продуктов и доступом на рынки многих стран. Шремпп понимал, что конкуренция на автомобильном рынке обостряется, и даже таким известным брендам, как Mercedes, необходимо наращивать объемы производства, чтобы поддержать на должном уровне дорогостоящие технологические разработки. Без них сохранить лидерство невозможно. Этот шаг был стратегически верным, что признали даже ближайшие конкуренты, такие, как BMW. Руководитель компании Ford Motor так и не простил Шремппу, что в качестве партнера тот выбрал другую компанию. Но главное было впереди — эту стратегию предстояло привести в действие.
В следующем месяце Дитер Зитше, преемник Шремппа, вернется еще глубже к истокам. Он и его топ-менеджеры покинут светлое и просторное офисное помещение и переедут в тесные кабинеты неподалеку от старейшего завода компании в Унтертурк-хейме. «Персонал компании всегда делился на тех, кто работает в офисе, и тех, кто трудится на заводе, — говорит Зитше. — Мы решили перешагнуть этот предрассудок, стать единым коллективом, предприятием, которое день и ночь выпускает машины».
В таком решении скрыт и более глубокий смысл. Во-первых, компания избавляется от тех остатков суперкорпорации, которые уцелели даже после того, как Mercedes-Benz был реорганизован в Daimler-Benz. Кроме того, это означает, что в немецкой части концерна грядут те же перемены, что в течение пяти лет лихорадили американскую часть. На протяжении следующих трех лет будут упразднены около 6000 офисных рабочих мест (примерно 20% от общего числа). Так же будут сокращены 30% управленческих должностей.
В последние годы внимание и силы всей корпорации были сосредоточены на двух аспектах: выводе из кризиса Chrysler и интеграции технической и инженерной работы двух кардинально различных брендов и компаний. А тем временем Mercedes значительно сдала свои позиции на рынке. Компания, известная своим качеством, вдруг начала получать многочисленные жалобы на поломки моделей класса Е. Взявшись за решение этой проблемы, менеджеры упустили из виду многие другие. Рынок стал настолько конкурентным, что дальнейшее повышение цен было невозможным. Попытки компании выйти на рынок недорогих машин окончились провалом. Модель Smart не оправдала надежд создателей и не пользовалась популярностью. Получается, что сегодня пришла очередь Mercedes ехать на сервисное обслуживание после долгой дороги по направлению к DaimlerChrysler. В прошлом году, впервые за десять лет, отделение Mercedes понесло убытки на сумму 505 миллионов евро (627 миллионов долларов).