Несомненно, Джон Касарда считает аэро-трополис ключом к конкурентоспособности, причем очень важным. Он представляет грядущий мир экспоненциального роста населения и беспощадной борьбы за ресурсы и прибыль. Его видение способно пробудить все, чего старые страны больше всего страшатся в глобализации, — цивилизацию, отлитую из быстросохнущего цемента. Однако если вы признаете, казалось бы, совершенно ясную логику Касарды, вам придется задать себе вопрос: хотим ли мы и сможем ли адаптироваться? США прекратили развивать аэропорт Степлтон в Денвере сразу после того, как расползающиеся окраины перекрыли ему кислород. Сравните с Сувар-набуми, которому суждено стать автономной провинцией под управлением самого премьер-министра. Может быть, имеет смысл перестать навязывать нашим городам, как и где расти?
Почти десять лет назад Касарда встретился в Бангкоке с официальными лицами Всемирного банка с целью убедить их в том, что аэротрополис принесет общественную пользу. Он изложил свою гениальную коммерческую задачу: помогая соединить город и пригороды с остальным миром, Таиланд будет, по сути, способствовать достижению множества кажущихся независимыми целей. Он займется улучшением женской доли (предоставляя рабочие места на производстве), поможет фермерам и рыбакам продавать свои орхидеи и тигровых креветок за границу (соединяя их с внешними рынками) и удержит поток уезжающих в запруженные города, вроде Бангкока, создавая новые населенные пункты, которые остро нуждаются в рабочих руках. Тогда призыв Касарды ни к чему не привел, но его мышление со временем позволило склонить тайцев на свою сторону. В январе Касарда выразил похожую мысль в другом строптивом городе — Детройте. Его попросили произнести стандартную речь перед шестьюдесятью студентами, изучающими архитектуру в Мичиганском университете, которым предстояло выполнить ежегодное задание по городскому планированию под названием «charrette». Каждое char-rette, проводимое деканом архитектурной школы Мичигана, рассматривает различные аспекты бесконечных попыток обновить Детройт, то есть работы непочатый край.
В этом году была озвучена возможность строительства детройтского аэротрополиса. Детройт, почти уникум среди крупных американских городов, располагает 25 тысячами акров лесов и открытых полей, окружающих его главный аэропорт, узел Northwest Airlines. Всего в семи милях к западу — напрямик по шоссе 1-94 — располагается аэропорт поменьше, Willow Run, который обслуживает чартерные грузы и корпоративные самолеты автопроизводителей из «Большой тройки» и их многочисленных поставщиков. Если объединить аэродромы с автомагистралью, направив массовые перевозки в центр Детройта, то получилась бы основа для аэротрополиса.
Через три дня три студенческие команды представили генеральные планы, которые охватывали все — от полноценных логистических узлов с офисами вокруг Willow Run до широких проспектов, проходящих сквозь зеленую зону кварталов различного назначения и офисные парки, созданные в стиле Силиконовой долины. Они пришли к выводу, что аэротрополис может приостановить массовую утечку кадров из местных университетов и всего региона. Он мог бы стать фундаментом для нового города с населением в сто тысяч жителей на западных окраинах округа Уэйн. Касарда был в экстазе: «Весь юго-восточный Мичиган ждет революция!» Ему удалось убедить хозяев города.
Три месяца спустя Мулу Бирру, специалист по экономическому развитию округа Уэйн, показал своему боссу Роберту Фикано, администратору округа, подборку лучших студенческих проектов, а также пояснительную записку о намерениях по строительству аэротрополиса — обращение к губернатору с просьбой предоставить право планирования и выделить средства, необходимые для перестройки Детройта и окрестности. Бирру, который сотворил маленькое чудо, преобразив Питтсбург, видит в детройтском аэротрополисе рай для «зеленой» архитектуры и магнит для автопоставщиков, биотехнологических компаний, заводов по производству спирта и вообще любого другого высокотехнологичного бизнеса. На самом деле такие производители автозапчастей, как Visteon, Magna и новичок из Китая Century Automotive, либо уже освоили, либо облюбовывают новые территории в зоне аэротрополисов, ведь сегодня подавляющая часть автомобильных запчастей легковесна и оцифрована, их легко перевозить по воздуху.
Аэротрополис может приостановить массовую утечку кадров из местных университетов и всего региона. Сейчас примерно в миле от взлетно-посадочных полос раскинулось поле одуванчиков. Этим тысячам акров суждено стать развлекательным центром — мечтой, которую финансирует компания Magna и которая похожа на незаконченный набросок Суварнабуми. Здесь будет симбиоз гостиниц, офисных центров, казино, центров исполнительских искусств, магазинов, складов и даже ипподрома — оказывается, развлекательному подразделению Magna принадлежат ипподромы Pimlico.
Когда вы здесь стоите, аэропорт, выглядывающий из-за эстакады, внушает оптимизм. Жителям Детройта парадигма нового глобального портала кажется более целесообразной, чем изношенная и ветхая версия идеального города образца прошлого века. Для города это возможность начать новую жизнь, реабилитировать себя в пространстве сетевой экономики.
Это шанс, который Детройт никак не может упустить. Всем остальным стоит взять это на заметку.