Под государственной услугой понимается (задачи по управлению портами)
Под государственной услугой понимается — предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения, либо иными организациями безвозмездно, либо по регулируемым органами государственной власти ценам, услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения, аренды офисных помещений, аренды складских площадок и в других областях, установленных Федеральными законами.
Деятельность, связанная с портовым контролем, рассматривается как государственная задача и осуществляется морской Администрацией страны. Эта деятельность доверяется капитану порта только в тех случаях, когда он является непосредственным представителем морской Администрации, не принадлежащим управленческой структуре порта.
Самое интересное, что авторы новации по превращению капитана порта в главного менеджера понимают, что лишение капитана порта традиционных функций, которые им выполнялись в течение многих десятилетий и выполняются сегодня, означало бы фактическую ликвидацию в России этого института. На наш взгляд, необходимо отказаться от экспериментирования в области безопасности. В нашей стране наконец-то сложился орган по обеспечению государственного надзора за торговым мореплаванием, функции которого соответствуют функциям аналогичных органов за границей. Следует поступить наоборот: те немногие функции, которые непосредственно не связаны с обеспечением безопасности мореплавания и представляют собой услуги, передать Росморречфлоту, а сама служба капитана порта должна быть подведомственна, а скорее всего подчинена Ространснадзору. Кстати, если услуги будут предоставляться в целях обеспечения выполнения обязательств государства, они должны оказываться безвозмездно, а безвозмездные государственные услуги Ространснадзор может оказывать (пп. 6 п. 4 Указа № 314).
И ещё один аспект. В связи с присвоением капитану порта звания «менеджера по оказанию государственных услуг» подчиненного Росморречфлоту в условиях, когда статус и обязательность этих государственных услуг нигде не прописаны, встает вопрос: а захотят ли владельцы частных портов, которых уже не мало, видеть у себя такого менеджера с непонятным статусом. Если капитан порта является частью системы государственного контроля это всем понятно и объяснимо. Это власть, это интересы государства. А если это главный менеджер…? В хороших офисах коммивояжеров зачастую на порог не пускают.
Правильно акцентировал внимание основной докладчик С. А. Аристов на проблеме возникшей в настоящее время. «Исходя из положений статей 74 и 9 КТМ РФ юрисдикция капитана морского порта распространяется только на акваторию и территорию морского порта. В то же время Ространснадзор призван осуществлять контрольные и надзорные функции на всей территории Российской Федерации, которая очерчивается внешней границей территориального моря».
В связи с бурным ростом нефтяной и газовой индустрии на побережье Арктики и шельфовой зоне Дальнего Востока, резко увеличивающейся интенсивности судоходства и перевозкой опасных грузов существенно возрастает роль государственных органов портового надзора за обеспечением безопасности мореплавания и предотвращением загрязнения морской среды в этих районах.