Большинство скульптур парка буквально созданы для того, чтобы ими любовались на лоне природы.
ВАМ НЕ кажется, что прогулка в парке скульптур вдвойне приятнее и полезнее? Во-первых, вы на свежем воздухе, на какое-то время оказываетесь ближе к природе. Во-вторых, произведения искусства привлекают ваше внимание — воодушевляют или вызывают яростную критику… На самом деле отношение к такому виду отдыха неоднозначно. Прошли те времена, когда скульптурные парки создавались просто ради искусства. Сейчас владельцы пересматривают их роль, стараясь сделать многофункциональными галереями под открытым небом. Неподалеку от большинства скульптурных парков есть небольшие помещения приспособленные под офисы, склады, кафе и магазины, где можно удовлетворить потребность в хлебе насущном, а заодно сделать другие, часто так необходимые вещи. Художники также приносят сюда свои работы, в надежде их продать.
Большинство скульптурных парков организованы в усадьбах XVIII-XIX веков, украшенных статуями эпохи неоклассицизма. Теперь, спустя несколько веков, идеи мастеров прошлого — дорожки, прихотливый рисунок, по которому высажены кусты и деревья, — стали отличным обрамлением для представления современных трехмерных произведений искусства. В парках, организованных по строгим геометрическим принципам, скульптуры лучше всего просто расставить, как в обычной галерее — только без крыши. Гораздо больший простор для фантазии дают естественные ландшафтные парки, где природа может послужить занавесом, поднимающимся над каждой работой, ее естественным обрамлением.
Йоркширский скульптурный парк раскинулся на 500 акрах земли арендуемой усадьбы Бреттон-Холл на севере Англии. В парке работает несколько временных выставок. Фигуры сидящих короля и королевы работы Генри Мура величественно взирают с вершины холма на раскинувшиеся внизу поля. Скульптуры Энтони Каро настолько велики, что посетители могут пройти сквозь них. Они разместились на полях вдоль реки, у подножия холма. В постоянную экспозицию входит и работа Барбары Херворф «Семейство человека» — когорта абстрактных бронзовых фигур, застывших в движении по склону холма.
Скульптурный парк Анны Печар выглядит более тихим, душевным местом. Вместе со своим мужем, ландшафтным дизайнером Энтони Паулом, 22 года назад она организовала скульптурный парк на десяти акрах земли в Окли (графство Суррей). Сама Печар называет его «загадочным местом».Парк служит декорацией для скульптур прославленных художников. Одни из них специально делают скульптуры для определенных мест в парке,другие оставляют выбор на усмотрение хозяйки,но в любом случае изваяние гармонирует с окружающей природой.Впрочем, нельзя сказать, чтобы Печар стремилась только к прекрасному. В прошлом году она выставила по-настоящему провокационные работы немецкого скульптора Норберта Прангенберга. «Это очень грубые керамические изваяния, которые как будто смотрят прямо вам в лицо, — пояснила она. — Они совсем не гармонируют с пейзажем. Эти работы заставляют вас задуматься».
В Ньюбай-Холл, неподалеку от Рипона, что в северном Йоркшире, Люсинда Комптон организует ежегодную выставку скульптур, которые располагаются вдоль тропинок, во фруктовых садах, в лесу. Она работает с пейзажем, как с выставочным залом, размещая экспонаты в зарослях, под деревьями, в ручьях и прудах, в просветах между рядами фруктовых деревьев. Комптон не останавливается даже перед тем, чтобы отправить рабочих с бензопилами расчистить площадку в лесу, если, с ее точки зрения, именно на этом месте скульптура будет смотреться лучше всего. Кроме того, хозяйка выстраивает экспозиции так, чтобы скульптуры гармонировали со временем года и соответствующими изменениями в пейзаже.