Функции по осуществлению контроля и надзора в портах и акваториях.
В соответствии с подпунктом «б», пункта 2 Указа № 314 под функциями по осуществлению контроля и надзора понимаются:
осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными Конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений, лицензий на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов, что полностью соответствует функциям по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в порту, закрепленным статьей 76 КТМ за капитаном порта. В соответствии с Указом № 314 и ст. 6 КТМ РФ функции по контролю и надзору в сфере торгового мореплавания перешли от Минтранса к Ространснадзору.
К сожалению, государственный портовый контроль с «ключевой фигурой в функционировании морского транспорта — капитаном морского порта» остались в структуре администраций морских портов, подведомственных Росморречфлоту, которому не разрешено осуществлять функции по контролю и надзору.
Фактически на этом совещании обсуждается главный вопрос — о подчиненности капитана порта. Его решение зависит от того, как мы сегодня в этом разберемся и удастся ли Росморречфлоту доказать, что основные функции капитана порта — это оказание государственных услуг.
И чем же будет заниматься капитан порта, находясь в составе Росморречфлота? Он будет ограничен исключительно правоприменительной деятельностью в сфере управления государственной деятельностью в порту, основным содержанием которой будет являться непосредственная организация и регулирование судоходства. Правда, до этого следует передать Ростраснадзору все функции капитана порта, которые обозначены в ст. 2 и 6 и главе V КТМ РФ. Такие как:
- надзор за соблюдением международных договоров РФ, относящихся к торговому мореплаванию и законодательству РФ по торговому мореплаванию;
- надзор за лоцманской службой, СУДС. спасательной службой, состоянием морских путей, обеспечением безопасности мореплавания, проведением гидротехнических и др. подобных работ, регистрацию судов и выдачу судовых документов, регистрацию прав собственности на судах и т. д. Разумеется, другие контрольные и надзорные функции, о которых говорилось выше и которые уже объявлены как правоприменительные, передавать не надо. Может тогда проще. Богу — богово, а кесарю — кесарево: Росморречфлоту — главного менеджера и управление коммерческой деятельностью портов включая аренду офисов и аренду складских площадей, а Ространснадзору — капитана порта!
Прямое подчинение капитана порта Росморречфлоту привело к тому, что государственный надзор за безопасностью мореплавания отошёл в сферу оказания «государственных услуг», что противоречит международному праву, которое является составной и доминантной частью действующего национального законодательства, так как в соответствии с положениями Парижского, Токийского и Черноморского меморандумов организация портового контроля должна соответствовать основному требованию — не быть связанной с коммерческими интересами порта.