Опубликовано Оставить комментарий

Английский в Китае

«МОЯ МАМА работала инженером, а сей­час она домохозяйка. Мне не нравится ее работа. Я хочу быть дизайнером. Мне нравится придумывать новые вещи». Эти нетипичные для британского или американского ребенка слова произносит девятилетняя китайская девочка из Шеньчженя, города в южном Китае. И Шуи Юшун — не вундеркинд. Она самый обычный ре­бенок, обучающийся в English First, одной из 68 арендованных школ шведской сети по обучению иностранному языку в континентальном Китае.

Юшун — представительница нового по­коления страны, где старшие граждане, лишен­ные образования во время Культурной револю­ции, почти совсем не говорят по-английски. Да­же молодежь испытывает с этим трудности, по­скольку прошла через архаичную школьную си­стему, построенную на тупом зазубривании слов и грамматических правил. Жань Инь, 24-летняя девушка из дальней провинции Гуиджоу, изучала английский с 12 лет и потом еще четы­ре года в университете Хуанан. Но у нее с тру­дом получается построить предложение.

Сегодня китайцы помешаны на англий­ском языке. Его изучает чуть ли не пятая часть населения. Как отметил во время прошлогодней поездки в Китай Гордон Браун, британский ми­нистр финансов, через два десятилетия количе­ство китайцев, говорящих на английском языке, превысит число его носителей в остальном ми­ре. Такая ситуация создает рынок, в который включает все — начиная от книг, методических материалов и тестов до подготовки учителей и языковых школ. Китай уже сейчас является са­мым крупным потребителем услуг, связанных с обучением английскому языку, полагает Мэри Перлман из ETS, американской группы, разра­ботавшей TOEFL, известный тест по английско­му для иностранцев.

Основная часть, говорит она, тратится на учебные пособия: словари, учебники и мето­дические материалы. Большинство из них по­ставляется отделами по образованию иностран­ных компаний в сотрудничестве с местными фирмами. Macmillan продала более 100 миллио­нов школьных учебников в Китае совместно со своим партнером FLTRP, контролирующим пя­тую часть рынка и являющимся ведущим китай­ским издателем книг на английском языке. Longman (принадлежащая Pearson, одному из совладельцев The Economist), Oxford University Press и HarperCollins также выпустили популяр­ные двуязычные словари, a Thomson Learning передала лицензии на свои обучающие матери­алы компании People’s Education Press. Учиться никогда не рано. Спрос на учебники подстегнуло недав­нее решение правительства снизить с 12 до 9 лет возраст, в котором школьники начинают изучать английский язык, а во МНОГИХ восточ­ных городах обучение детей иностранному языку начинается и в шесть лет. По некоторым подсчетам тексты на английском языке состав­ляют сейчас чуть ли не пятую часть всех продаж книг по стране. Хотя иностранные издатели не спешат передавать лицензии на книги китайским коллегам, почти половина рынка пособий по английскому языку включает приобретение прав за рубежом.

Также растет спрос на обучение с использованием высоких технологий. Муниципалитет Пекина только что начал тестирование в детских садах интерактивных классных досок, изготовленных британской фирмой Promethean. Стоимостью 33 тысячи юаней (4125 долларов) за штуку, они позволяют учителям интегрировать традиционные материалы с видео, радиопередачами и прочим интернет-контентом. Николь де Лалувьер, директор по обучению Британского совета в Пекине, уверяет, что их сайт, управляемый ки­тайским партнером и предлагающий бесплатные тесты, упражнения по расширению словарного запаса и деловому английскому, стал «крупней­шим онлайн-университетом в мире» и насчитыва­ет 2 миллиона студентов. Рынок тестов тоже бы­стро растет, поскольку студенты, намеревающиеся учиться за рубежом, готовятся к экзаменам в зару­бежные колледжи, а китайские работодатели тре­буют доказательства владения английским язы­ком. Опять же иностранцы лидируют, хотя два главных поставщика, ETS и совместное предпри­ятие Британского совета и Cambridge Assessment, -бесприбыльные организации. Подготовка препо­давателей обещает создать еще один большой ры­нок — с учетом нехватки полумиллиона учителей английского языка в государственных школах и попыток Пекина улучшить свой английский к Олимпиаде 2008 года.

В конце концов, есть еще и частные школы — около 50 тысяч, по подсчетам г-жи Перлман, от се­мейных предприятий до сетей вроде English First, Wall Street English и New Oriental — китайского опе­ратора, который, по его утверждению, является са­мым крупным, с 2,5 миллиона студентов. Хотя такие школы созданы для взрослых, сейчас есть спрос со стороны родителей, готовых потратить до половины доходов семьи, лишь бы повысить шансы своих от­прысков на жизненный успех. 550 студентов в школе English First в Шеньчжене сначала были в основном взрослыми; сейчас более 70% — дети. И они стано­вятся все моложе. Сейчас в детских садах возникла мода на классы английского языка для четырехлеток.

Взрослые и студенты тем временем могут выбрать из большого числа курсов делового английского в иностранных колледжах, например в университетских офисах Иллинойса, Мэриленда и Ноттин­гема, которые организуют обучение по программе МВА и даже целые кампусы в Китае, чтобы не упу­стить большое число потенциальных студентов.

Однако все это не слишком-то доходно, по­скольку образование остается жестко регламентиру­емым. Неслучайно Министерство образования конт­ролируется департаментом государственной пропа­ганды, и оно только недавно разрешило включить учебники английского иностранных издателей (сильно отредактированные) в государственную си­стему образования. Иностранные издательства все еще не могут самостоятельно выпускать книги в Ки­тае, поэтому получают только отчисления. Их парт­неры (например, FLTRP) используют эти издания, чтобы зарабатывать огромные деньги на обучении учителей и проведении конференций. Хотя продажа книг частным языковым школам может быть более прибыльной, эти школы также несвободны в своих действиях. Иностранные сети нуждаются в китай­ских партнерах, и их материалы тоже должны быть одобрены. Сложности и расходы заставили English First передать лицензии на все свои 68 школ, кроме четырех: после десяти лет работы в Китае они так и не вернули свои вложения.

Китайское правительство не слишком удов­летворено западными методиками. Поэтому оно не поощряет приглашения на работу в китайские шко­лы носителей английского языка — в отличие от Японии, где Министерством образования уже 19 лет проводится программа JET, привлекающая ты­сячи иностранных учителей для работы в государ­ственных школах. В самом деле, всего несколько лет назад частные языковые школы в Китае могли привлечены к административной ответственности  за то, что нанимают иностран­ных учителей английского языка. Хотя страсть Ки­тая к английскому вполне ощутима, он станет до­ходным и открытым рынком, только если позволит Коммунистическая партия Китая. Она с этим не то­ропится, поскольку вместе с учебниками и учителя­ми английского придут западные методы обучения и мышления, которые однажды могут стать угро­зой для для страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *