Опубликовано Оставить комментарий

Вокруг взлётной полосы

Пока конкуренция стирает границы, мир строит гигантские города-аэропорты. Многим они кажутся монстрами

 НАЗВАНИЕ местности звучит не слишком привлекательно: Nong Ngu Нао — «Болото кобр». Но само мес­то — огромная, почти не освоенная терри­тория между Бангкоком и южным побережь­ем — выглядело идеально. Фельдмаршал Са-рит Танарат, диктатор-мечтатель, возглавляв­ший Таиланд полвека назад, выбрал эту зем­лю для строительства роскошного междуна­родного аэропорта, который стал бы для его страны мостом в XXI век. С тех пор много воды утекло.

Фельдмаршал скоропостижно скончался в 1963 году, строительство было заброшено. Аэропорту пришлось ждать своего часа несколь­ко десятков лет. Тем временем соседи Таиланда развивались, как умели, в том числе сдавали свои города для производств компаний из «пер­вого мира». Когда на горизонте действитель­но замаячил XXI век, демократически избранные наследники фельдмаршала с зави­стью смотрели, как мировые корпорации распре­деляют растущие каналы поставок по Индокитаю и создают сотни тысяч рабочих мест для городов-счастливчиков, вроде Куала-Лумпура и Сингапура.

Однако в конце этого года на той же земле, которая теперь оказалась на окраине Бангкока, на­конец-то откроется новый мегааэропорт, где будут представлены офисы практически всех основных авиаперевозчиков, стоимо­стью 4 миллиарда долларов. Он же станет сердцем зарождающегося города. Когда строительство бу­дет закончено, стеклянные двери бывшего «Болота кобр», ныне Суварнабуми («Золотая земля»), будут привлекать более ста миллионов пассажиров в год — почти столько же, сколько нью-йоркские аэ­ропорты JFK, LaGuardia и Newark, вместе взятые. А через тридцать лет из трясины поднимется го­род с населением 3300 тысяч человек — больше, чем сейчас живет в Чикаго.

Для завистливого взгляда подобный проект покажется безумием. Но отмахиваться, ссылаясь на безумную страсть Азии ко всему большому, нельзя, иначе можно упустить скрытый, но четко отлажен­ный механизм. На самом деле перед нами инстру­мент, который компании Старого Света и США иг­норируют в эпоху развивающейся мировой торго­вли и свободной конкуренции. У него даже есть имя — «аэротрополис» и создатель — Джон Касарда.

О теориях Касарды, профессора бизнес-школы Кенана—Флагера Университета Северной Каролины, говорят последние десять лет в связи с его радикальным, а для кого-то пугающим взгля­дом на будущее: вместо того чтобы выводить аэро­порты за пределы городов и тем самым избавлять­ся от них, он предлагает выдвинуть их в центр и строить вокруг них города. Исследование Касарды обнажило невидимое сплетение воздушных грузо­вых сетей, которые опутали земной шар — так ко­гда-то железные дороги со своими складами формировали запад Аме­рики. Он представил свои выводы простыми чис­лами: за последние тридцать лет мировой ВВП вы­рос на 154%, а стоимость мировой торговли увели­чилась на 355%. Но стоимость «воздушного груза» взлетела на целых 1395%. Сегодня 40% общей эко­номической ценности всех товаров, производимых в мире и едва составляющих 1% от суммарного ве­са, перевозится по воздуху (сюда же входит свыше 50% общего объема экспорта США, который оце­нивается в 554 миллиарда долларов). Сырье и крупногабаритные грузы до сих пор перевозят на медленных судах. Но практически все, что мы свя­зываем с постиндустриальной экономикой и доба­вленной стоимостью, — микроэлектроника, лекар­ственные препараты, медицинские приборы, су­мочки Louis Vuitton, тунец для суши — путешествует по воздуху, о чём свидетельствует офисы грузовых авиаперевозчиков во всём мире. Можно считать 1960-е годы эпохой ре­активных самолетов, однако только сейчас господ­ство авиации стало менять представления о внеш­нем облике и функционировании городов. «Само­леты превратились в неотъемлемую часть мировой производственной системы, — считает Касарда, -без учета этой взаимосвязи вы вне игры».

Статистика отражает основной сюжет гряду­щей эпохи мировой конкуренции, чью историю пишут самые грозные настоящие и будущие сопер­ники. Стратегия мировой торговли Гонконга цели­ком и полностью основывается на превосходстве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *