Самолеты превратились в неотъемлемую часть мировой производственной системы, без учета этой взаимосвязи вы вне игры аэропорта: в его Chek Lap Кок уже есть мини-город, который расположился на соседнем острове и стал домом для 45 тысяч рабочих, а вскоре из-за билетных стоек станет видно «Небесный город» (SkyCity), комплекс складов, офисных зданий, деловых центров и гостиниц. В материковом Китае началась постройка столичного аэропортового комплекса Beijing Capital Airport City по генеральному плану с бюджетом в 12 миллиардов долларов. Кроме того, существенное расширение аэропорта намечается в Гуанчжоу, в дельте Жемчужной реки. В тридцати трех милях от Сеула на берегу Желтого моря растет город Нью-Сондо, который объявлен самым амбициозным проектом в истории, финансируемым частным капиталом. Этот метрополис с населением 350 тысяч человек, большинство из которых экспатрианты, живущие и работающие здесь на международные корпорации, строится на искусственном полуострове размером с Бостон. Финансирование проекта стоимостью примерно 20 миллиардов долларов гарантируют крупнейший в Корее поставщик стали и застройщики американской компании Gale Group.
Похожее происходит по всему миру. В ближайшие годы аэропорты ряда индийских городов существенно разрастутся. Нескончаемый строительный бум в Дубае включает также строительство крупнейшего в мире аэротрополиса Dubai World Central, который начнет постепенно открываться уже в будущем году. К моменту завершения строительства пропускная способность DWC будет вдвое превышать возможности аэропорта во Франкфурте, а постоянное население аэротрополиса достигнет 750 тысяч жителей при общей стоимости проекта 33 миллиарда долларов. В Амстердаме квадратный метр офисных помещений рядом с аэропортом Скипхол стоит дороже, чем открытая мансарда на одном из живописных городских каналов XVII века.
Аэротрополис представляет собой результат глобализации, ее городскую составляющую. Мы можем хорошо относиться к глобализации или с горечью признавать ее неизбежной, но истины очевидны. Покупатели на другом конце света зачастую значат больше, чем ближайшие соседи. Из любого процесса нужно постоянно исключать издержки. Первостепенную роль играет увеличение производительности, а вместе с ней и оперативности. Расстояние компенсируется временем, что уравнивает издержки. Для того чтобы соответствовать новым реалиям, нам уже пришлось привыкнуть к жизни в цифровом мире. Ведь для каждого заказа на ноутбук, сделанного по e-mail, необходим целый «Боинг-747», который доставит сам но-ут. Если это возможно благодаря аэропорту, то все остальное — заводы, офисы, дома, школы — будет строиться вокруг него. «Перед нами союз градостроительства, проектирования аэропортов и деловой стратегии, — считает Касарда. — Целое станет чем-то совершенно иным, нежели сумма слагаемых».