Виды контролирующих функций
Специальный контроль — объект контролируется по одному из признаков или группе признаков, и осуществляются специально уполномоченным органом исполнительной власти или их структурными подразделениями.
Предварительный контроль — представляет собой разрешительные процедуры, в результате которых разрешается хозяйственная деятельность посредством удостоверения того, что все обязательные требования выполнены; носит профилактический характер. Под предварительным контролем понимаются такие механизмы как аттестация, лицензирование, оценка соответствия и др. Под данный вид контроля подпадает и деятельность, связанная с арендой офисов и арендой складских помещений и территорий.
Текущий контроль — проводится в процессе хозяйственной деятельности и реально показывает состояние обеспечения безопасности процесса производства. В рамках текущего контроля может применяться уголовная, административная и материальная ответственность.
Последующий контроль — это проверка выполнения предписаний, полученных в результате выявления нарушений при текущем контроле.
Внутренний контроль — осуществляется субъектом, входящим в ту же систему что и контролируемый объект. Например, внедрение систем качества на производстве.
Внешний контроль — проводится субъектом, не входящим в одну систему с подконтрольным объектом.
К основным формам государственного контроля относится: инспектирование или проверка исполнения, ревизия и надзор.
Инспектирование — проверка исполнения подконтрольным объектом обязательных требований установленных федеральными законами или нормативными правовыми актами при осуществлении деятельности. Используется всеми контрольными органами и является наиболее распространенной формой контроля.
Ревизия — мероприятие по контролю, направленное на установление документального или количественного соответствия заданных обязательных требований реальному состоянию.
Надзор — мероприятие по контролю, носящее постоянный характер.
Некоторые виртуозы правовых конструкций букву «и» в сочетании контроль и надзор меняют в рассуждениях на «или» и далее придают понятиям контроль и надзор разный смысл. Это не так. Из выше изложенного следует, что надзор является одной из основных форм государственного контроля, и в действующем законодательстве нет ни одного законодательного акта, в котором прямо либо по контексту понятие надзора отделялась бы от единого целого, имя которому — «Государственный контроль».
В законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при проведении государственного контроля (надзора) от 08. 08. 2001 года № 134-ФЗ термин контроль (надзор) употребляется толь-
ко как единое целое и означает проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований, установленных федеральными законами или нормативными правовыми актами.
Мероприятия по контролю — совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения обязательных требований.
В законе «О техническом регулировании» от 27.12.2002 года № 184-ФЗ так же употребляется термин «контроль (надзор)» в неразрывном единстве и означает проверку выполнения обязательных для применения и исполнения требований и принятия мер по результатам проверки. Существующая система государственного контроля в ряде случаев не отвечает таким основным принципам её организации как прозрачность, структурная адекватность контролируемым видам деятельности и четкость в определении правового положения контрольных органов. Отсутствие структуры контрольных органов адекватной контролируемым видам деятельности порождает нерациональное распределение контрольных полномочий между федеральными органами исполнительной власти и, как результат, бесконтрольность и ущерб интересам государственного управления, что можно видеть на примере государственного портового контроля.