Политическая карикатура очнулась лишь в 60-70-е годы XIX века. После Второй мировой войны во Франции излюбленным сюжетом пересмешников стал Шарль де Голль. Особенно отличилась газета «Sine massacre». Офис газеты находился в центре Парижа и ВНИМАНИЯ. Особо отличилась журналиста Мориса Сине, которая не содержала ничего, кроме карикатур против де Голля и его военных. Она не прожила и года. Когда Сине, кривляясь, известил о преждевременной смерти де Голля — «Трагический бал в Коломбе: один погибший» (Коломбе — родная деревня генерала), газетку прикрыли. В итоге за девять выпущенных номеров Сине схлопотал девять судебных исков! Красавец, а? Зато получил две премии: в 1955-м — Гран-при «черного юмора» и в 1984 году — премию Оноре Домье. В России в 70-х годах вся подающая надежды молодежь сосредоточилась в рубрике СЛОН (Смех -Лекарство От Недугов) журнала «Аврора». Карикатуристы публиковали там свои рисунки «без слов», главным персонажем которых был собственно слоник. И вот эти юноши и объединились в «Ленинградский клуб карикатуристов» (ЛКК), который сразу же не понравился властям. Тогда считалось так: если ты карикатурист, то или рисуй в партийном журнале «Крокодил» или на агитплакатах «Боевого карандаша» — в должной манере. То есть «танцующий должен исполнять танец правильно, четко и одинаково хорошо как правой, так и левой ногой», а рисунки должны были быть глубоко советскими, однозначными и прямолинейными. С подписанной снизу моралью, чтобы точно без двусмысленностей. Новые же карикатуристы не писали пояснительных слов. Да еще и назвали сами себя «картунистами» от слова «cartoon» в пику официальной карикатуре. Их мучили экзистенциальные вопросы, интерес к эротике и черному юмору. На еженедельных заседаниях клуба проводились так называемые «блицтурниры»: участникам задавалась тема, которую каждый должен был выразить графически за десять минут. Затем анонимные листы пускались по кругу, и каждый отмечал крестом понравившуюся ему работу. Автор листа, набравшего большее количество «крестов», становился победителем, забирал по двадцать копеек с каждого и получал право направить «гонца» за портвейном. Воистину цитадель разврата! В общем, картунистам не было позволено провести ни одной выставки. Поэтому члены ЛКК слали свои картинки за рубеж — в чемоданах с двойным дном. И пока в СССР по рукам ходили самиздатовские сборники, отпечатанные подпольно на ксероксе, советские карикатуристы получали призы на крупных конкурсах карикатуры в Канаде, Италии, Турции, Бельгии, Польше. Удаленно проводили персональные выставки, издавали сборники… Обычно все это проворачивалось под псевдонимами. «Я, например, — вспоминает Михаил Златковский, — изобрел для себя кучу псевдонимов. До сих пор японская диаспора Нью-Йорка разыскивает выдающегося японского художника Ясумото Кумадзо. Он живет в Хабокине, как раз где живет мой приятель-американец и откуда он посылал мои рисунки. Так вот, этот Ясумото Кумадзо обладает несколькими международными премиями, что является совершенно феноменальным достижением для японца, живущего в Штатах! Есть у меня, например, и прекрасный псевдоним — Винт ван дер Болт, который «поселился» в одном из шикарных офисных центров Брюсселя. Международное сообщество на полном серьезе присуждает премию этому художнику — и только русские ребята удивлялись между собой: «Что за странное имя!» Златковский — это тот карикатурист, который первый начал рисовать карикатуры на Михаила Горбачева, а в результате международного опроса мнений профессионалов 1992 года признан «Лучшим художником в карикатуре».
Свободу фотожабе!
Сначала карикатура переехала на телевидение, в производственное помещение: в 1984 году два британских продюсера, Питер Флек и Роджер Лоу, создали для ВВС серию «Спиттинг Имидж» — прототип всех будущих «Кукол». Огромная аудитория и соответствующие сборы от рекламы гарантировали существование программ, и правительствам не удавалось оказывать давление на дирекцию телеканалов. Теперь карикатура переехала в Интернет, назвалась «фотожабой» (от названия программы Photoshop, на которой нынче создаются картинки и фотоколлажи) и стала вовсе неуправляемой. Некоторые политики смирились с полной свободой слова, например, несколько лет назад тогдашний президент Национального собрания Франции Жан-Луи Дебре предложил известным карикатуристам выставить сатирические портреты политиков в Музее парламента в Версале. Но некоторые власть имущие вовсе не смирились, что подтверждает исламский скандал 2006 года. Это когда одна из датских газет напечатала серию карикатур на пророка Мухаммеда, потом куча журналов их перепечатала, а вылилось все в ряд судов, исламских забастовок и покушений по всему миру. Выходит, умело выраженный юмор — это та еще власть. Причем сила ее далеко не всегда разрушительная. И чтобы это доказать, сразу после исламского скандала 2006 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке собрались 12 карикатуристов из разных стран мира. И открыли проект Cartooning for Peace, с обещанием сделать все возможное для укрепления толерантности и сохранения мира на земле. Формулировка расплывчатая, что именно они делают — неясно, но благие намерения всегда достойны уважения.