УРОК глобализации № 452: Никогда не почивайте на лаврах.
Новозеландцы его усвоили лучше других. Более ста лет тому назад директриса колледжа для девочек привезла в эту страну семена растения Actinidia, и в результате появился маленький, пушистый фрукт, который был назван в честь национальной нелетающей птицы киви. К 1970-м годам небольшие шарики с пикантным вкусом стали символом страны и ее народа (который конечно же тоже называется киви). И все в этом мире было хорошо. До тех пор, пока в 1989 году Новая Зеландия не начала терять свои доминирующие позиции на новом мировом рынке данного фрукта, оборот которого оценивается в 2,5 миллиарда долларов. Если раньше Новая Зеландия была единственным экспортером киви, то теперь стала лишь одним из многих. Возникла угроза потери крупнейшего источника национального дохода (почти 40% экспорта фруктов из Новой Зеландии приходится на мохнатые ягоды), поэтому в стране решили выбрать стратегию, подсказанную теорией скрещивания Грегора Менделя, и получать патенты на свои сорта. Объединившись под эгидой маркетинговой компании Zespri International, 2500 садоводческих компаний совместно с государственным «институтом фруктовых наук» HortResearch разработали (и запатентовали) новый сорт киви, представленный миру в 2000 году под названием Zespri Gold.
В соответствии с названием мякоть нового киви имеет солнечно-желтый оттенок, отличается, по сравнению со своим терпким зеленым собратом, более сладким вкусом и тропическим запахом. Этот необычный цвет в сочетании с более мягким вкусом значительно расширил число любителей киви. В прошлом году Zespri Gold было продано на сумму 150 миллионов долларов, то есть на 50% больше, чем двумя годами ранее. К 2009 году Zespri планирует довести объем продаж до 650 миллионов долларов. Кроме того, садоводческие компании во всем мире, если они рассчитывают заработать на этом новом сочном фрукте, должны теперь покупать лицензию и платить Zespri проценты за право пользования патентом. Вырученные таким образом средства Zespri распределяет между фермерами Новой Зеландии. В идеале Zespri стремится, чтобы ее торговая марка в мире киви стала столь же узнаваемой, как Dole на рынке ананасов и Chiquita на рынке бананов. Вместе с тем патентовать старый оригинальный зеленый киви, известный в торговом мире как Hayward, Zespri уже поздно. Когда этот сорт был выведен в Новой Зеландии, патентов на такого рода «изобретения» еще не существовало и никому в голову не приходило защищать фрукт или его название от конкурентов. «Оценивая ситуацию сейчас, следует признать, что мы совершили ошибку. Но тогда никто, конечно, не представлял, насколько важным для нас станет киви», — заметил Росс Фергюсон, научный сотрудник HortResearch. Компания «HortResearch» по своей сути является частью Zespri, она здесь аредует офис и землю. Но Zespri активно пытается вернуть утраченные позиции, выращивая новые сорта, на которые можно получить патент. Сейчас создается новый, красный сорт (одновременно похожий и на зеленый, и на золотой киви, но со сверкающей кроваво-красной сердцевиной).По иронии судьбы, для того чтобы выращивать киви круглый год, Zespri заключила несколько лицензионных сделок с садоводческими компаниями в Италии, Франции, Японии, Корее, Чили и Соединенных Штатах. В прошлом году за пределами Новой Зеландии площадь фруктовых садов, в которых выращивают зеленый и золотой сорта, достигала 2000 акров, при том что в 2004 году их было всего 1700. Сейчас Zespri контролирует 20% мирового рынка пушистого фрукта, то есть больше, чем любая другая компания. Постройка и аренда складов по всему миру говорят о многом. И киви, по-видимому, снова прочно будет ассоциироваться с его приемной родиной. Однако не стоит забывать полученные уроки. Киви впервые привезли в Новую Зеландию из Китая, и вполне возможно, что скоро конкуренция на мировом рынке разгорится с новой силой и в совсем ином масштабе.