
- Да… машина у тебя нереальная.
- Хочешь, подарю?..
Из диалога про автомобиль Mazda между вампиром Костей и ведьмой Алисой в фильме «Дневной дозор».
Различные киноакадемии и киножюри ежегодно вручают приз, который называется «Открытие года» или «Прорыв года». Еще два-три года назад бренд Mazda не мог похвастаться популярностью на российском рынке. В прошлом году произошло невероятное: из аутсайдеров Mazda стремительно рванула в лидеры, особенно если лидерством считать очередь из желающих приобрести автомобиль этой марки. Наш журнал не оценивает ходовые качества, дизайн или сочетание «цена-качество». Мы рассматриваем тему менеджмента и топ-менеджеров.
Хисаказу Имаки, президент и генеральный директор Mazda, руководит компанией из штаб-квартиры в японском городе-герое Хиросима. Интересно, что в сборочном цехе японского автомобильного завода сигнал «Внимание» обозначается мелодией русской народной песни «Калинка-малинка». Представьте, что все машины марки Mazda собираются под «Калинку-малинку». При этом Имаки-сан в России не был и интервью русским журналистам не давал, по-
ка к нему не прилетели Сергей Юрлов и Пётр Левицкий, чтобы разобраться в причинах успеха небольшой по мировым меркам автомобильной компании.
— Несколько лет назад Mazda заключила договор с Ford Motor Company. Насколько это решение было правильным, исходя из сегодняшней ситуации? Какие трудности существовали при объединении двух непохожих стилей управления
— американского и японского?
— Ваш вопрос оправдан, но для нашей компании это решение не было спонтанным. Об этом мало кто знает,однако MAZDA начиналась с арендованного офиса и карандашного рисунка мотоцикла, а FORD с арендованного склада…. где и был собран первый «FORD», а до того, как Ford стал владельцем части акций Mazda, наши компании сотрудничали двадцать пять лет. Так что решение объединить усилия было хорошо подготовлено. В 1996 году, когда часть акций Mazda были проданы, положение нашей компании на рынке было недостаточно устойчиво, a Ford, наоборот, находился на подъеме. Сейчас, кстати, положение изменилось и Mazda чувствует себя уверенно. Тогда мы рассчитывали воспользоваться опытом Ford в области управления финансами, продажах и мар-
кетинге, это американские партнеры умели лучше, чем мы. У Mazda было традиционно сильное производство: достаточно сказать, что с 1974 года мы делали пикапы для Ford по ОЕМ-соглашению. Именно эффекта объединения того, в чем каждый из партнеров уже стал экспертом, мы и ожидали.Надо сказать, что в нашей компании работало много топ-менеджеров из Ford, в частности, четыре президента Mazda, и каждый из них многому нас научил.
Мы были готовы к переменам, хотя американский стиль, разумеется, отличается от японского. Любое взаимодействие различных культур основывается на уважении. Если стремишься чему-то научиться, то такое взаимодействие будет полезным, надо просто стараться понимать друг друга. Когда я работал вместе с американцем, корый занимал пост вице-президента, наши кабинеты были напротив, двери всегда открыты и даже секретарь был один на двоих. Впрочем, есть традиции, которые трудно применить в другой бизнес-среде. Я, например, никогда не слышал, чтобы президент западной компании выпивал по праздникам со своими рабочими. А у меня есть несколько друзей здесь, на заводе, с которыми мы работали много лет назад. И сейчас, когда я уже занимаю пост президента компании, мы все равно регулярно встречаемся в баре и вместе поем караоке.
— Замечательные особенности японского управления! А в чем заключаются особенности маркетингового позиционирования Mazda?
— Мы стремимся к тому, чтобы автомобили, которые Mazda представляет на рынке, были бы продуктами нового поколения. Например, Mazda 6, которую мы представляем сейчас. Компания рисковала, достаточно долго не обновляя линейку, зато мы внимательно изучили потенциального покупателя и составили для себя его портрет. В частности, выяснилось, что для наших клиентов важно доверие, которое они испытывают к своему автомобилю. Знаете, мы даже привлекали психологов, когда разрабатывали маркетинговую политику. Так появился тот дизайн и те характеристики, которые есть у Mazda 6. Кстати, наш слоган «zoom-zoom» должен напоминать те звуки, с которыми маленькие дети катают игрушечные машинки. Если возвращаться к теме национальных особенностей, то для каждой страны они разные, японские дети, например, говорят «бу-бу».
Разница между прежними моделями Mazda и шестой — в дизайне. До выпуска этой
модели главную роль играли инженеры — они разрабатывали технические новинки, которые потом заключались в кузов. Сейчас я ставлю перед инженерами другую задачу: вот концепция дизайна автомобиля, сделайте для нее «начинку
Собственно, для водителя и пассажира намного важнее, как они себя чувствуют в машине, насколько им хорошо, и техническая составляющая здесь значима, но она не единственная. Коллеги иногда спрашивают меня, какую задачу я ставлю перед дизайнерами. Так вот, их я не инструктирую — дизайн это творческий процесс, и я не должен в него вмешиваться. Моя задача, как президента компании, создать дизайнерам максимально комфортные условия для реализации их потенциала. Более того, наши дизайнеры понимают, насколько они важны для компании. Да, вероятность ошибки дизайнера существует, но мы стараемся подстраховать их и себя — проводим широкие маркетинговые исследования.
— Что происходит сейчас в автомобильной отрасли? Чего следует ожидать в ближайшем будущем?
— На такой вопрос не так просто ответить. Может быть, вам стоило бы спросить какую-нибудь более крупную компанию. Однако без представлений о будущем нельзя заниматься бизнесом, поэтому рискну высказать свое личное мнение. В ближайшие пару лет принципиальных изменений на рынке ожидать не стоит. Хотя очень многое зависит от того, как будет развиваться китайская экономика, сейчас эта страна меняется каждый год. Думаю также, что возрастет важность способов и форм представления автомобилей на рынке — в этом у Mazda есть опыт, который многие изучают и используют.
— Вы не боитесь резкого роста производства в Китае? Не окажется ли, что мировым компаниям рано или поздно придется перенести все производство в Китай, оставив на родине только разработки и вспомогательные службы, как это происходит в области бытовой электроники?
— Я не думаю, что это произойдет. Чтобы перенести основную деятельность в Китай, надо и разработки вести там же, иначе теряется оперативность и гибкость. Но это будут совсем другие идеи и концепции, поскольку китайская традиция сильно отличается от других, в том числе и от японской. Хотя мы идем по пути локализации своих моделей, над этим работают инженеры, которые адаптируют серийные автомобили к условиям конкретного рынка.
Собственно, для водителя и пассажира намного важнее, как они себя чувствуют в машине, насколько им хорошо, и техническая составляющая здесь значима, но она не единственная. Коллеги иногда спрашивают меня, какую задачу я ставлю перед дизайнерами. Так вот, их я не инструктирую — дизайн это творческий процесс, и я не должен в него вмешиваться. Моя задача, как президента компании, создать дизайнерам максимально комфортные условия для реализации их потенциала. Более того, наши дизайнеры понимают, насколько они важны для компании. Да, вероятность ошибки дизайнера существует, но мы стараемся подстраховать их и себя — проводим широкие маркетинговые исследования.
— Что происходит сейчас в автомобильной отрасли? Чего следует ожидать в ближайшем будущем?
— На такой вопрос не так просто ответить. Может быть, вам стоило бы спросить какую-нибудь более крупную компанию. Однако без представлений о будущем нельзя заниматься бизнесом, поэтому рискну высказать свое личное мнение. В ближайшие пару лет принципиальных изменений на рынке ожидать не стоит. Хотя очень многое зависит от того, как будет развиваться китайская экономика, сейчас эта страна меняется каждый год. Думаю также, что возрастет важность способов и форм представления автомобилей на рынке — в этом у Mazda есть опыт, который многие изучают и используют.
— Вы не боитесь резкого роста производства в Китае? Не окажется ли, что мировым компаниям рано или поздно придется перенести все производство в Китай, оставив на родине только разработки и вспомогательные службы, как это происходит в области бытовой электроники?
— Я не думаю, что это произойдет. Чтобы перенести основную деятельность в Китай, надо и разработки вести там же, иначе теряется оперативность и гибкость. Но это будут совсем другие идеи и концепции, поскольку китайская традиция сильно отличается от других, в том числе и от японской. Хотя мы идем по пути локализации своих моделей, над этим работают инженеры, которые адаптируют серийные автомобили к условиям конкретного рынка.
— Чему, на ваш взгляд, другие компании, в том числе работающие в других отраслях бизнеса, могли бы научиться у Mazda? —
Mazda всегда старалась определить верное направление движения и двигаться в этом направлении постепенно, шаг за шагом. Так мы действуем и уверенно чувствуем себя на рынке, хотя объем нашего производства меньше, чем у многих конкурентов. Небольшая компания более динамична, кроме того, в ней легче поддерживать корпоративный дух. В этом помогает даже расположение компании. Хиросима, где мы работаем, не очень большой город, зато здесь легче быть вместе и делать общее дело. Второй президент Mazda много лет назад сказал: «Любой сотрудник, который что-то предлагает, вносит свой вклад в развитие компании, даже если это предложение абсолютно бесполезно». Это и мой девиз.