Администрация капитана порта — перспективы и работа в новых условиях
В интенсивном развитии арктической морской транспортной инфраструктуры вдоль Северного морского пути (СМП) и дальневосточного побережья в части портового хозяйства упор делается как на использование действующих арктических портов, так и на создание специализированных береговых и рейдовых (морских) плавучих или стационарных отгрузочных терминалов для нефти и сжиженного газа в новых районах (в районе Индиги, Колгуева, Варандея, Приразломного, Харасавэя, Каменного, Ямбурга, Диксона и др. на Севере; Де-Кастри, Пригородного, Перевозной и др. на Дальнем Востоке).
В этих условиях актуальным становится существенное усиление контрольно- надзорной деятельности служб капитанов портов, модернизации существующих и строительство новых систем управления движением судов (СУДС), глобальной морской системы спасания при бедствии (ГМССБ) и др.
В связи с тем, что сфера контрольно-надзорной деятельности капитана порта существенно расширяется, распространяясь на районы территориального моря и прилежащей зоны, экономической и шельфовой зоны Российской Федерации возникает острая необходимость создания территориальных органов Ространснадзора именно на базе капитанов портов, что усилит их правовую позицию.
Реально система морских территориальных органов Ространснадзора уже существует в каждом порту и не требует никаких дополнительных бюджетных средств для её создания. Нужно на базе службы капитанов портов AMD. ГАМРП. которые обладают необхооимым имуществом (здания, сооружения, оргтехника, мебель, транспорт, плавсредства и пр.), подготовленными и квалифицированными кадрами которые проходили соответствующую подготовку, в том числе и за рубежом, вывести из подчинения структур Росморречфпота и подчинить Ространснадзору.
В настоящее время созданы территориальные подразделения, осуществляющие административно-властные полномочия, контрольные и надзорные функции в области железнодорожного, автомобильного, авиационного и речного транспорта. Однако территориальные подразделения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющие административно-властные полномочия, контрольные и надзорные функции в области торгового мореплавания до сих пор не созданы, так как этому активно противодействует Росморречфлот.
Можно задать вопрос: А зачем ему это надо? Ответ прост, как говорил, классик: Зри в корень! А корень этот — портовые сборы, которые собирают и тратят организации, подведомственные Росморречфлоту, — АМП и Росморпорт. Капитан порта в его нынешнем статусе подчиняется Росморречфлоту и получает зарплату и премию в Администрации морского порта, которая по своей сути является комерческой струкетурой оттвечающая за эксплуатацию порта, аренду офисов и аренду складов… территории порта. И не дай бог, если его выведут из подчинения Росморречфлоту и подчинят Ространснадзору. Вот тогда все портовые сборы действительно придется тратить в соответствии с целевым назначением, так как капитан порта будет независимым от деньго-держателей и всегда может спросить: А на что Вы такую уйму денег потратили, если буи, навигационные створы не горят, промеры на акватории своевременно не выполняются, причалы разваливаются, на судоходной части каналов лежат подводные препятствия, создающие угрозу безопасности мореплавания и т. д.?
Создалась парадоксальная ситуация, когда государственный портовый контроль, основной задачей которого является контроль за исполнением международных договоров и законодательства Российской Федерации в области торгового мореплавания, осуществляется капитанами морских портов, которые не только не являются государственными служащими, но и используются как дубина в конкурентной борьбе.