Тридцатисекундный рекламный ролик за два с половиной миллиона долларов, ко­торый показывали на канале Super Bowl, - реклама службы доставки FedEx - американцы сочли са­мым забавным и симпатичным. В ролике пещер­ный человек пытается использовать для экспресс- доставки почты птеродактиля, которого тут же съедает тиранозавр. «Как жил мир до появления FedEx?» — спрашивается в ролике. Возможно, пра­вильнее было бы поинтересоваться, а как жила са­ма FedEx до появления онлайн-магазинов. Послед­ние вряд ли выжили бы без помощи компаний по доставке товаров: сейчас эта сфера процветает и стремительно развивается.

И покупатели, и компании активно исполь­зуют сеть Интернет для покупки и продажи все­возможных товаров. Самым напряженным для офисного и складского комплекса FedEx стал декабрь прошлого года, когда еже­дневно приходилось доставлять до 9 миллио­нов заказов. Рекордных показателей достигли и обороты онлайн-магазинов Америки. Согласно данным компании comScore Networks, которая анализирует поведение потребителей, за пос­ледний год на покупки через Интернет, исклю­чая расходы на путешествия, было потрачено примерно 82 миллиарда долларов, то есть на 24% больше, чем в 2014году. Объем онлайн- продаж одежды, программного обеспечения, иг­рушек, товаров для дома и сада вырос более чем на 30%. И большинство этих товаров было получено по почте или доставлено специ­альными компаниями.

Бум в индустрии доставки носит глобальный ха­рактер, особенно сегодня, когда большинство ком­паний работает на условиях аутсорсинга. Все боль­ше продукции поступает к потребителю непосред­ственно со склада фабрики. За один вечер накануне Рожде­ства рекордное количество международных посы­лок - 225 тысяч - было доставлено UPS в новый ги­гантский грузовой аэроцентр, открытый американ­ской логистической компанией в аэропорту Колон в Германии. «Интернет чрезвычайно сильно влияет на наш бизнес», - говорит Дэвид Эбни, президент UPS. В последнее время UPS доставляет ежедневно более 14 миллионов посылок во все точки мира.

Удивительно, что почтовые компании, казалось бы, «вышедшие из игры» с появлением Интернета, сейчас учатся извлекать выгоду из существования всемирной паутины. Люди более охотно оплачива­ют онлайн-счета и пишут больше электронных пи­сем, чем обычных, однако большинство почтовых отделений получают выгоду от интернет-коммер­ции. За последние четыре года работы почта США покрыла свои долги - 11 миллиардов долларов.

Такие фирмы, как Amazon и eBay, даже помогли сделать доходной Королевскую почту Англии. И очень своевременно: 1 января 2006 года почта потеряла свою монополию на доставку писем, ко­торой обладала на протяжении 350 лет. Она, безус­ловно, столкнется с конкуренцией таких «варягов», как немецкая Deutsche Post, которая заметно окреп­ла после частичной приватизации - сейчас она владеет DHL, еще одной крупной международной компанией, которая занимается доставкой.

И почтовые отделения, и компании экспресс- доставки предлагают покупателям ряд услуг, кото­рые упрощают покупки через интернет-магазины. За прошлый год ассортимент eBay и других компа­ний достиг колоссальной цифры - 1,9 миллиарда наименований. Среди самых популярных услуг - возможность отслеживать все стадии процесса до­ставки товара, купленного в интернет-магазине.

Сколько еще продлится этот бум? Компании, ко­торые занимаются доставкой, видят множество пер­спектив развития этой индустрии, они охотно инве­стируют средства в создание новых грузовых цент­ров и развитие авиации. Однако в некоторых сферах заранее известен потолок развития. Второго февраля Amazon, один из самых известных интернет-магазинов, заявил о том, что объем продаж в четвертом квартале вырос на 17% и составил почти 3 миллиар­да долларов. Тем не менее прибыль компании умень­шилась из-за высоких расходов на транспортировку.

Для увеличения объема своих продаж Amazon субсидирует доставку. В прошлом году компания

Удивительно, что почтовые компании, казалось бы, «вышедшие из игры», с появлением Интернета, учатся извлекать выгоду из существования всемирной паутины

представила программу Amazon Prime, при которой за 79 долларов в год клиенты получают возможность два дня делать неограниченное количество покупок с бесплатной доставкой. Подобная тактика «обходит­ся очень дорого», как рассказал аналитикам Джефф Безос, исполнительный директор Amazon. Тем не ме­нее, добавил он, появляются признаки того, что дан­ный подход стимулирует людей покупать больше.

Те магазины, которые продают свои товары только через Интернет - например, Amazon, - ощущают все более жесткую конкуренцию с обыч­ными магазинами. Так, гигантская сеть супермарке­тов Wal-Mart усовершенствовала свой отдел он- лайн-заказов. Некоторые из традиционных магази­нов предлагают покупателям выбирать товары в Интернете, а затем забирать их из магазина, если люди не хотят ждать доставки или переплачивать за нее. Часть компаний уже пробует доставлять за­казанные товары на автозаправочные станции, где люди могут забрать свои покупки по дороге домой. Также они продумывают варианты, которые помо­гут снизить стоимость доставки. Удобные и недо­рогие способы доставки товаров будут мотивиро­вать людей делать больше покупок через Интернет.