Сегодня Chrysler - самая преуспевающая ав­томобильная компания в Детройте. Ее бренд опять становится популярным, несмотря на сокращение производства. Теперь аналогичные изменения предстоят отделению Mercedes. В январе корпора­цию возглавил Дитер Зитше, который сделал себе имя на реорганизации Chrysler. Он также занимает пост генерального директора группы Mercedes. Его основная цель - вернуть компании статус ведуще­го немецкого производителя машин представи­тельского класса. Два года назад Mercedes уступил этот титул BMW.

Но конкуренция на американском рынке, где Chrysler продает большую часть из 2,8 миллио­на своих автомобилей, такова, что даже с доста­точно большим модельным рядом компания ис­пытывает сложности. Специалисты отрасли утвер­ждают, что Chrysler придется снизить производи­тельность на 10—13% в первом квартале по срав­нению с прошлым годом, потому что склады за­полнены до отказа. В последнем квартале прошлого года прибыль компании упала. Сейчас Chrysler ведет переговоры с профсоюзами о дальнейшем снижении медицинских выплат. Шансы на успех в этих переговорах у Chrysler выше, чем у ее бли­жайших конкурентов GM и Ford. Скорее всего, Chrysler воспользуется теми уступками, на кото­рые пошел Объединенный профсоюз автомобиль­ных рабочих под давлением GM и Ford. Профсоюз уже достаточно напуган мрачными прогнозами автомобильных гигантов и пойдет на уступки еще до подписания договоров с сотрудниками на сле­дующий год.

Завод Mercedes в Зиндельфингене, где рабо­тают 42 тысячи человек, выглядит так же, как и другие автомобильные заводы. Ежедневно с кон­вейера предприятия сходит 2100 автомобилей. Жизнь течет здесь довольно размеренно. Автомо­били Mercedes имеют столько различных комплек­таций, что две одинаковые машины - редкость. На заводе обширно используются роботы, что позво­ляет сократить дорогостоящий ручной труд. Этих же красных роботов, произведенных в Германии, можно заметить и на американских предприятиях Chrysler. Покупка крупной партии таких роботов -способ сэкономить на слиянии двух компаний. На рынке дорогих автомобилей есть еще несколько игроков. Это BMW и Volkswagen с новыми моделя­ми Audi. Чтобы быть конкурентоспособным и при­быльным, заводу Mercedes необходимо сократить затраты. План развития, принятый в прошлом году, должен привести к экономии 1,5 миллиарда евро в год. Уже более 5000 рабочих на немецких заводах компании уволились по собственному желанию или вышли на пенсию. В этом году к ним присое­динится еще 3500 человек.

Взяв курс на экономию и повысив произво­дительность, Mercedes решил сосредоточиться на оставшейся проблеме - модели Smart. Более деся­ти лет назад компания Mercedes объединила уси­лия с создателем часов Swatch, чтобы произвести симпатичную маленькую городскую машину, в ко­торой бы применялись революционные техноло­гии. Алюминиевая рама образует остов, к которому крепятся цветные пластиковые панели. Но модель Smart не оправдала надежд создателей и приноси­ла только убытки. В прошлом году подразделение решили продать, но пока покупателей не нашлось. Модельный ряд Smart был сокращен, когда компания отказалась от производства четырехдверной машины. Дитер Зитше удваивает уси­лия, затрачиваемые на то, чтобы сделать направле­ние прибыльным. В прошлом году на покрытие расходов этого подразделения компания потрати­ла 1 миллиард евро. И теперь на исправление ситу­ации с моделью Smart будет потрачено не меньше.

Другой кризис, начавшийся после слия­ния, вынудил Юргена Шремппа обратить вни­мание на азиатских производителей. В 1999 го­ду у компании появилась возможность сотруд­ничества с фирмой Nissan, но руководители ре­шили, что с них хватит слияния с Chrysler. Тем не менее через год DaimlerChrysler инвестировала 2,1 миллиарда евро в обмен на 34% акций Mitsubishi Motors. Но после скандала, причиной которого стал тот факт, что японский произво­дитель скрыл от партнеров наличие проблем с качеством своей продукции, совет директоров отказал Шремппу в просьбе инвестировать до­полнительные суммы в реорганизацию Mitsubishi. В ноябре прошлого года DaimlerChrysler продала свою долю в японской компании. К сожалению, это привело к практи­чески полному провалу азиатской стратегии Шремппа. Теперь компании остаётся только надеется на офис в  Китае, с его быстро растущим рынком.

Можешь бежать

При слиянии обе компании получили от­личный урок: стратегия объединения не укроет фирму от проблем, и неважно, являются ли они следствием транснациональной сделки или не­дочетов в работе некоторых подразделений. Сейчас мы можем сказать, что до объединения Daimler-Benz понятия не имела о том, каким призрачным было благополучие Chrysler в конце 90-х годов. В начале 2000-х годов, когда на аме­риканский рынок вышли азиатские конкуренты с моделями легких грузовиков и внедорожников, на продаже которых Chrysler получала основную прибыль, положение компании значительно ухудшилось, а склады были переполнены

В течение двух лет руководители концерна так увлеклись реорганизацией Chrysler, что упорно не замечали проблем в Германии, где престижная марка Mercedes стремительно сдавала свои пози­ции. Когда в 2003 году все силы были брошены на спасение Mercedes, конкуренты поспешили захва­тить территорию, которая раньше принадлежала автомобилям компании.

Но все это ни в коей мере не умаляет важности стратегического решения, принятого Юргеном Шремппом. Если бы не слияние, то Chrysler была бы на грани банкротства, а Mercedes пришлось бы бросить все силы на борьбу с конкурентами, захватывающими рынок дорогих автомобилей. Стратегические объеди­нения бывают необходимы, даже если их так сложно осуществить.