ПРОМЫШЛЕННЫЙ пейзаж города Штутгар­та, что на юго-западе Германии, венчает ог­ромная металлическая эмблема Mercedes, которая расположена на крыше светлого и просторного офисного здания в тихом пригороде. Более десяти лет в этом здании находился основной офис ком­пании Daimler-Benz (позже она была переименова­на в DaimlerChrysler) - флагмана немецкой про­мышленности. Этот офис, ставший символом рас­тущей империи, открыл Эдзард Рейтер, видный по­литик и общественный деятель, который руково­дил Daimler-Benz в течение восьми лет с середины 80-х годов.

Рейтер мечтал превратить компанию, про­изводящую лучшие в мире машины, в «интегриро­ванный технологический концерн». Он скупал за­воды по производству поездов и самолетов, плит и холодильников, занимался финансами и компью­терами. В те времена главному офису подчинялись такие известные немецкие компании, как Dornier, MTU и AEG, а также Fokker в Голландии и Сар Gemini во Франции.

Этот захватывающий спектакль закончился полным провалом. Акции компании упали до не­бывало низкого уровня, несмотря на общий подъ­ем немецкой экономики. Юрген Шремпп, пришед­ший на смену Рейтеру, начал понемногу разбирать империю на части, продавая и поезда, и самолеты, и программы. Об интеграции говорили меньше, а о том, как улучшить состояние автогиганта, кото­рый был основой компании, — больше.

Вскоре Шремпп начал создавать собствен­ную империю. Бывший автомеханик, который сделал карьеру в южноафриканском отделении Mercedes, решил превратить европейскую компа­нию местного значения в международный кон­церн с обширным присутствием в Америке. Для этого в 1998 году была куплена компания Chrysler. Этот шаг позволял превратить фирму Mercedes в мировую корпорацию с широкой линейкой продуктов и доступом на рынки многих стран. Шремпп понимал, что конкуренция на ав­томобильном рынке обостряется, и даже таким известным брендам, как Mercedes, необходимо на­ращивать объемы производства, чтобы поддер­жать на должном уровне дорогостоящие техноло­гические разработки. Без них сохранить лидерст­во невозможно. Этот шаг был стратегически вер­ным, что признали даже ближайшие конкуренты, такие, как BMW. Руководитель компании Ford Motor так и не простил Шремппу, что в качестве партнера тот выбрал другую компанию. Но глав­ное было впереди - эту стратегию предстояло привести в действие.

В следующем месяце Дитер Зитше, преем­ник Шремппа, вернется еще глубже к истокам. Он и его топ-менеджеры покинут светлое и простор­ное офисное помещение и переедут в тесные кабинеты непода­леку от старейшего завода компании в Унтертурк-хейме. «Персонал компании всегда делился на тех, кто работает в офисе, и тех, кто трудится на заво­де, — говорит Зитше. - Мы решили перешагнуть этот предрассудок, стать единым коллективом, предприятием, которое день и ночь выпускает ма­шины».

В таком решении скрыт и более глубокий смысл. Во-первых, компания избавляется от тех остатков суперкорпорации, которые уцелели даже после того, как Mercedes-Benz был реорганизован в Daimler-Benz. Кроме того, это означает, что в немецкой части концерна грядут те же перемены, что в течение пяти лет лихорадили американскую часть. На протяжении следующих трех лет будут упразднены около 6000 офисных рабочих мест (примерно 20% от общего числа). Так же будут сокращены 30% управленческих должностей.

В последние годы внимание и силы всей корпорации были сосредото­чены на двух аспектах: выводе из кризиса Chrysler и интеграции технической и инженерной работы двух кардинально различных брендов и компаний. А тем временем Mercedes значительно сдала свои позиции на рынке. Компа­ния, известная своим качеством, вдруг начала полу­чать многочисленные жалобы на поломки моделей класса Е. Взявшись за решение этой проблемы, ме­неджеры упустили из виду многие другие. Рынок стал настолько конкурентным, что дальнейшее по­вышение цен было невозможным. Попытки компа­нии выйти на рынок недорогих машин окончи­лись провалом. Модель Smart не оправдала надежд создателей и не пользовалась популярностью. По­лучается, что сегодня пришла очередь Mercedes ехать на сервисное обслуживание после долгой до­роги по направлению к DaimlerChrysler. В прошлом году, впервые за десять лет, отделение Mercedes по­несло убытки на сумму 505 миллионов евро (627 миллионов долларов).