Внедрение новых технологий в судостроении Советского Союза.

 

В последние годы существования СССР, получили признание блочно-модульный метод проектирования и постройки судов с широким применением агрегатного способа монтажа судового оборудования, приборной техники и электрооборудования, а также модульной системы формирования и отделки судовых помещений, имитационные и инструментальные методы испытаний судов.

 Внедрение этих методов позволило корабелам перенести значительный объем работ со стапеля в цех, сократить сроки подготовки производства, способствует расширению фронта работ на начальной стадии постройки судна. Это одно из важнейших направлений развития технологии и организации производства в отрасли на ближайшую перспективу.

 Для повышения эффективности внедрения блочно-модульного метода требовались дальнейшие исследования и разработка технологии изготовления деталей, узлов, секций, блоков, агрегатов с высокой степенью точности. Это способствовало повышению качества продукции и значительному уменьшению объема всевозможных подгоночных (по сути своей ручных) работ. Сегодня уже можно говорить о создании в 80- 90 гг. необходимого, не потерявшего своего значения и в наши дни, оборудования для корпусообрабатывающего, сборочно-сварочного, механомонтажного и других видов производств. Что существенно сказывалось на стоимости судов для морского и речного флота и в целом на развитии судоходства.

 В ряде случаев техническая сложность и технический уровень продукции растут быстрее технического уровня производства. В связи с этим возникла необходимость создания на качественно новой основе системы планирования повышения технического уровня производства, обеспечивающей гармоничное развитие предприятий. Сокращались затраты на складское хранение и логистику. Высвобождалось  некоторое количество офисных специалистов.

 Такие планы комплексного развития предприятий и производственных управлений на перспективу до 1990 г. были разработаны НПО «Ритм» совместно с другими организациями, и в 1985 г. рассмотрены и одобрены.

 Следует отметить, что планы технического перевооружения предприятий представляют собой целостную систему, связывающую планы различных уровней в судостроении, где наряду с техническими параметрами, капитальными вложениями, объемом производства и применением новой техники определены показатели экономической эффективности.

 Реализация мероприятий этих планов позволила отрасли достичь заданного роста объемов производства и производительности труда, углубить  специализацию, ликвидировать имеющуюся диспропорцию отдельных видов производств.

 Технический прогресс обеспечивался раньше в основном за счет дальнейшей механизации, вплоть до комплексной с автоматизированным управлением. При этом разделение труда последовательно углублялось, шло развитие многооперационного процесса, мощность и быстродействие машин и технологического оборудования увеличивались. Этот путь способствовал быстрому повышению производительности труда и улучшению других экономических показателей в основном производстве. Однако увеличение числа основных технологических операций сопровождается и увеличением объема вспомогательных работ и резким отставанием их механизации.

 И хотя не все резервы для механизации производства исчерпаны, но все большее значение приобретает изменение самого способа воздействия на предмет труда.

 Наука показала, что предмет труда может быть переведен из одного состояния в конечное с меньшим числом операций. Малооперационный процесс удобнее для механизации и автоматизации, в том числе с применением приставок программного управления, позволяет исключить многие вспомогательные и подготовительные работы, упрощает организацию производства. Это обеспечивает высокую эффективность новых технологических решений. В наши дни основные операции в корпусообрабатывающем производстве выполняются на трех основных агрегатах: для правки листового металла; для очистки листов и профильного проката от ржавчины, их грунтовки и сушки и на линии резки металла машинами типа «Кристалл» с программным управлением.

 Весь процесс этого вида производства организован на поточных линиях с механизацией операций передачи металла от агрегата к агрегату. По такому принципу к 1990 г. Было основано корпусообрабатывающее производство на всех судостроительных заводах.